Выбор метода коррекции и прогноз результата

11.4.1. Принципы имитационного моделирования

Термин «имитация»
(simulation)
появляется в
США в начале 60
гг.
в связи с
изучением сложных систем,
траектории
движения которых зависят от многих
параметров или функций.
Позднее это
понятие стали использовать в более
широком смысле.

Любое
воспроизведение в машине сложного
динамического процесса с последующим
анализом множества вариантов его
течения, стали
называть имитацией [14].
Исследуемый объект при имитационном
моделировании представляют в виде
конечной суммы элементарных звеньев,
параметры
которых находятся по экспериментальным
или теоретическим данным.

Имитационная
математическая модель позволяет
воспроизвести в ЭВМ физические процессы,
которые
описываются теми же ДУ,
что и процессы,
протекающие
в исследуемом объекте или системе.
Благодаря
этому можно изучить свойства объекта
еще до того,
как он будет
построен, или
исследовать его работу в особых,
имеющих
определенное значение,
режимах.

Имитационное
моделирование на ЭВМ динамических
систем целесообразно использовать в
тех случаях,
когда последние
описываются линейными ДУ высоких
порядков и их аналитическое исследование
затруднено,
а так же при
исследовании нелинейных систем и систем
с переменными параметрами,
для которых
аналитические методы часто вообще
отсутствуют.

11.4.1. Принципы имитационного моделирования

Психологическое обследование ребенка
в рамках консультиро­вания практически
всегда представляет собой сложный и
объем­ный процесс, требующий
внимательного анализа как его
содер­жательной стороны{что
исследует психолог в ходе работы над
конкретным случаем обращения по поводу
проблем ребенка), так и стороныорганизационной {как психолог строит
свою работу — по какой программе, в
соответствии с какими правилами, в какой
последовательности этапов и т.д.).

С позиций возрастной психологии
индивидуально-психологи­ческое
консультирование рассматривается как
чрезвычайно ответ­ственный вид
практической деятельности [33; 36; 96; 120].
Мнение консультанта, любая оценка,
высказанная им по поводу психи­ческого
развития ребенка, могут существенно
повлиять на усло­вия дальнейшего
развития маленького человека, прежде
всего на отношение к нему родителей,
учителей и других лиц, участвую­щих
в его воспитании.

Но, как показывает
анализ обширной лите­ратуры, посвященной
разным аспектам психодиагностики в
обла­сти образования, большинство
авторов уделяют основное внима­ние
вопросам собственно диагностической
работы (диагностике в узком смысле
слова), не учитывая в должной мере того
обстоя­тельства, что психологическое
обследование ребенка всегда шире
соб­ственно диагностического его
блока.

Другими словами, многими
практическими психологами часто явно
недооценивается тот прин­ципиальный
факт, что никакая самая лучшая
психологическая методика не имеет
самостоятельного диагностического
значения, и попытка решения любой
диагностической задачи предполагаетпостроение программы соответствующего
психологического обсле­дования,
опирающегося, в свою очередь, накомплекс
диагности­ческих методик.

Однако не только огромная «цена»
возможной ошибки делает необходимым
тщательный и разносторонний анализ
психиче­ского развития ребенка. Даже
в случае обращения по поводу сугу­бо
частных трудностей необходимость
широкого психологиче­ского обследования
диктуется целостным характером
процесса развития, а значит,
невозможностью существования
изолирован­ных проблем и необходимостью
принять во внимание множествен­ность
их возможных источников.

Предлагаем ознакомиться  Спиртное после лазерной коррекции зрения

Например, в
качестве частой жалобы как со стороны
родителей, так и учителей звучит
недо­вольство недостаточной
сосредоточенностью ребенка: у дошколь­ников
и детей младшего школьного возраста
часто подозревают наличие нарушений
внимания.

Тем не менее, психологическая
практика показывает, что в таких случаях
нарушения внимания встречаются весьма
редко. Реально за такой жалобой может
сто­ять и недостаточная сформированность
функций произвольного контроля за своей
деятельностью, и высокая тревожность,
и сла­бая мотивация в деятельности,
и неадекватные возрасту ребенка
требования со стороны родителей, и
интеллектуальная слабость (разной
степени — от низкой нормы и задержки
умственного развития до собственно
умственной отсталости), и многие дру­гие
причины.

Сложная, неоднозначная связь между
симптоматикой поведен­ческих и иных
проблем, которые имеют место у детей
разных воз­растных групп, с одной
стороны; психологической природой этих
проблем — с другой, обязывают психолога
проводить комп­лексное психологическое
обследование ребенка, которое должно
включать изучение социальной ситуации
и истории его развития [см. 3.

3], а также
анализ познавательной и эмоционально-личност­ной
сфер развития (в более или менее
развернутой форме, что зависит от
особенностей конкретного случая). Данное
требование ни в коем случае не является
избыточным, учитывая принципи­альную
многозначность подавляющего большинства
проблем дет­ского развития.

Целесообразно
также учитывать и опыт работы психологов
за рубежом (например, во многих штатах
США), где Деятельность практических
психологов регламентируется с помо­щью
специальных правовых документов,
законодательно запре­щающих проводить
обследование на основе одной
диагностиче­ской методики, даже если
это такая мощная методика, как Шкала
оценки интеллекта детей Векслера (WISC).

Психолог обязан реализовывать так
называемый «батарейный» подход,
предполагаю­щий разностороннее
изучение развития ребенка, в том числе
и анализ истории его развития. Нелишне
напомнить, что подобного рода правовые
акты появились в США и в других странах
как след­ствие целого ряда громких
судебных процессов, в ходе которых был
доказан тяжелый ущерб, причиненный
развитию детей в ре­зультате ошибок,
вызванных применением узко понимаемой,
ог­раниченной по содержанию диагностики
— по сути «экспресс-тестирования»,
которое практиковали специалисты еше
20 — 30 лет назад [215].

Предлагаем ознакомиться  Опух глаз веко болит и чешется

Таким образом, принцип комплексного
психологического обсле­дования
представляет собой важнейший принцип
построения пси­хологического
обследования ребенка, в котором собственно
диаг­ностическая работа образует
лишь одну из нескольких его состав­ляющих.

Соответственно только комплексное
психологическое об­следование ребенка
может стать достаточной основой для
выявле­ния подлинных причин возникновения
его проблем и трудностей, а значит
послужить полноценной базой для
построения програм­мы индивидуальной
психологической помощи, что, .как
извест­но, соответствуетпринципу
коррекционной направленности
диагностики .

беседы с родителями,
учителями (воспитате­лями), самим
ребенком; наблюдения за ребенком в
домашней, школьной или иной обстановке;
экспериментально-психологиче­ского
обследования; знакомства с родителями;

изучения данных предшествующих
психологических обследований, медицинской
и другой документации. Громоздкая на
первый взгляд программа изучения каждого
конкретного случая представ­ляется
нам обязательной.

В связи с популярностью
различных форм «заочного» консультирования
родителей (напри­мер, в форме ответов
специалистов на вопросы, заданные по
те­лефону, прямо из студий телевидения,
радио или на страницах газет), что такого
рода консультации не только неизбежно
носят слишком общий характер, но, главное,
им присуща опасность вынужденной
«подгонки» индивидуального случая под
наиболее вероятный, типичный вариант
трудностей или нарушений.

Опи­раясь
лишь на слова родителей и не имея
возможности составить собственное
представление о ребенке, ситуации его
развития и других факторах первостепенной
важности, психолог может не­вольно
дезориентировать обратившихся к нему
лиц и, в частно­сти, утвердить родителей
в неправильном понимании истинных
причин трудностей ребенка.

11.5.1. Компонентные и топологические уравнения

Основные физические
свойства технических объектов любой
физической природы –
инерционные,
упругие и
диссипативные.
Они отображаются
в динамических моделях соответственно
инерционными,
упругими и
диссипативными элементами.

При моделировании
методом функционально законченных
элементов элементы обычно обладают
несколькими физическими свойствами и
являются сложными.
При имитационном
моделировании все элементы простые,
так как каждый
из них наделён только одним физическим
свойством.

Предлагаем ознакомиться  Проверка зрения на аппарате расшифровка

Мы
в данном описании рассматриваем только
простые элементы.
Состояние
простого элемента характеризуется
одной потоковой переменной и одной
потенциальной переменной. Зависимость
между этими переменными называют
компонентным уравнением.

1) для
инерционного элемента

2) для
диссипативного элемента

3) для
упругого элемента

В уравнениях
(5.1)-(5.3) приняты
следующие обозначения:
И, Д, У –
параметры
инерционного,
диссипативного
и упругого элементов соответственно;
I –
потоковая
переменная;
U –
потенциальная
переменная.
Индексы при
переменных I и U указывают на принадлежность
их соответствующим элементам.

Форма компонентных
и топологических уравнений одинакова
для систем различной физической природы.
Топологическое уравнение для векторных
переменных формулируется как равенство
нулю геометрической суммы

соответствующих
координат, а
для скалярных –
равенство
нулю алгебраической суммы этих координат.

Полная математическая
модель технического объекта,
составленная
на основе компонентных уравнений,
представляет
собой систему обыкновенных дифференциальных
уравнений.

Искомыми функциями
в этих уравнениях являются базисные
переменные (координаты) I и U,
а независимой
переменной –
время t.
Размерность
математической модели определяется
общим порядком системы дифференциальных
уравнений (или
числом базисных переменных).

Эту модель
обычно представляют в нормальной форме
Коши, в
которой все уравнения разрешены
относительно первых производных
координат dI/dt и dU/dt.
Координатный
базис в этом случае составляют потоковые
переменные I и потенциальные переменные
U.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector