Глава 4. Методы поведенческой коррекции

Глава 1. Индивидуальная психокоррекция

Психокоррекция
на практике применяется в двух формах:
индивидуальной и групповой.

В
случае индивидуальной
психокоррекционной
работы психолог работает с клиентом
один на один при отсутствии посторонних
лиц. Во втором
случае он
работает с группой клиентов, которые в
психокоррекционном процессе взаимодействуют
не только с психологом, но и друг с
другом.

Достоинством
индивидуальной психокоррекции является
то, что она обеспечивает конфиденциальность,
тайну и по своему результату бывает
более глубокой, чем групповая. Все
внимание психолога направлено только
на одного человека.

Индивидуальная
психокоррекция удобна тем, что лучше
раскрывает особенности клиента, снимает
у него психологические барьеры, которые
неизбежно возникают и с трудом
преодолеваются в том случае, когда
человеку приходится откровенно
высказываться в присутствии других
людей.

Но
этот вид психокоррекции малоэффективен
при решении проблем межличностного
характера, для которых необходима работа
в группе.

добровольное
согласие на получение такой помощи;

доверие
клиента к психологу;

активность
клиента и его творческо-исследовательское
отношение к собственным проблемам;

право
клиента принимать или не принимать
оказываемую помощь;

право
клиента самому решать вопросы в своей
жизни.

Важной
личностной предпосылкой эффективной
работы является стремление
самого психолога к самоактуализации и
личностному росту. Освоение
психокоррекции необходимо начинать с
себя, с постоянной работы над развитием
гибкости, спонтанности и мужества.

Личностный рост предполагает реалистичное
отношение к себе, постоянную открытость
новому опыту, готовность внутренне
изменяться, исследовать и творить себя,
брать на себя ответственность за свои
решения и действия.

.
когда
проблемы клиента индивидуального, а не
межличностного характера;

.
когда
клиент категорически отказывается
работать в группе или по каким-либо
причинам

его
работа в группе невозможна; .
когда
применяются достаточно сильные методы
психологического воздействия и клиента

необходимо
постоянно держать под наблюдением и
контролем; .
когда
у клиента выявлена сильная тревожность;
.
когда
выявлена сильная заторможенность; .
при
неуверенности в себе; .
при
необоснованных страхах;

.
при
проблемах недостаточного осознания
самого себя; .
при
утрате смысла и цели жизни.

Иногда
бывает и так, что по характеру проблемы
клиенту требуется групповая работа, но
он категорически отказывается работать
в группе. Тогда, в качестве первого

шага
на пути реабилитации можно использовать
индивидуальную работу. И постепенно,
по мере готовности, подводить клиента
к осознанию необходимости включения в
групповую работу.

Противопоказаниями
для групповой психокоррекционной работы
могут служить сильно выраженная
возбудимость и эмоциональная
неуравновешенность клиента, трудный
характер, физическая болезнь, недостаточный
уровень интеллектуального или морального
развития и т.п.

В
силу других причин клиент может
сознательно или бессознательно мешать
работать другим участникам группы.

И,
наконец, он может не понимать, что от
него требуется или вести себя в группе
недостаточно культурно, шокируя других
и выводя их из равновесия. Иногда клиент
хочет

и
ему действительно необходимо работать
в группе, но фактически внутренне он
сопротивляется этому. Тогда психолог
может постараться снять внутреннее
сопротивление клиента, убедить его в
необходимости включиться в групповую
работу и помочь ему это сделать
практически.

Есть
клиенты, которые в обычных психокоррекционных
ситуациях ведут себя вполне нормально,
но теряют контроль над собой, когда
чувствуют сильное психологическое
воздействие. В этом случае сильно
действующую психологическую процедуру
необходимо сначала опробовать на клиенте
в индивидуальном порядке, а затем уже
включать его в группу.

Индивидуальная
психокоррекция помогает только тем, у
кого есть действительные психологические
или поведенческие проблемы. Наличие
таких проблем может установить
профессиональный психолог или осознать
сам клиент.

Психокоррекция
мало чем может помочь людям, у которых
психологические или поведенческие
отклонения вызваны серьезными
заболеваниями органического характера.
Для таких людей необходима помощь
психотерапевтов или психиатров.

Основные
методы индивидуального психокоррекционного
воздействия

1.
Убеждение. В основном применяется к
людям, обладающим высоким уровнем
интеллектуального развития и способным
самостоятельно справиться со своими
психологическими проблемами. Это, как
правило, люди с достаточно развитой
силой воли, но до начала психокоррекционного
воздействия не убежденные в том, что у
них действительно есть проблемы, над
которыми стоит работать, или просто не
верящие в то, что с помощью психолога
им удастся эти проблемы решить.

Убеждение
начинается с выяснения того, что знает
клиент о своих проблемах и как он их
понимает. Затем психолог обсуждает и
согласовывает с клиентом цели и задачи
психокоррекции, и только после того,
как клиент согласится, начинает работу
с ним.

Психолог
подробно разъясняет клиенту что, как и
почему он делает, а также – если в этом
есть необходимость – объясняет причины
возникновения и способ избавления от
недостатков. Убеждение как метод
психологического воздействия обычно
применяется по отношению к маловнушаемым

людям.
Что же касается сильно внушаемых, то
для них наилучший способ воздействия
– внушение.

Если
клиент обладает высоким уровнем
интеллектуального развития, то по
отношению к нему целесообразно
использовать убеждение и внушение в
комплексе.

1.
Выясняет собственное отношение клиента
к беспокоящим его психологическим и
поведенческим проблемам, устанавливает
причины, в силу которых он придерживается
той или иной позиции. Прежде чем пытаться
в чем-то убедить клиента, необходимо
выяснить его точку зрения на проблему.

2.
Исходит из того, что в понимании своей
проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним
различные точки зрения на данную
проблему. Психолог, заранее не отвергая
и не отрицая возможную правоту клиента,
не пытаясь сразу и полностью его
переубедить, приглашает его выслушать
и взвесить разные точки зрения.

3.
Предлагает клиенту самостоятельно
принять решение о том, каким рекомендациям
следовать и каким – не следовать. Прежде
чем предоставить клиенту такую
возможность, необходимо договориться
с ним о том, что он и психолог находятся
друг с другом в равнопартнерских
отношениях и имеют право не только
ставить друг перед другом вопросы, но
и делать вполне самостоятельные выводы,
принимать независимые решения.

4.
Делит проблему, обсуждаемую с клиентом,
на ряд частных вопросов и последовательно
добивается согласия клиента с теми
ответами на эти вопросы, которые хочет
получить сам. Разговор с клиентом в этом
случае целесообразно строить так, чтобы
сначала клиент отвечал и выражал согласие
с выводами психолога на частные вопросы,
а затем постепенно переходил к более
сложным принципиальным вопросам.

Предлагаем ознакомиться  Садится ли зрение после лазерной коррекции? Ухудшение зрения после лазерной коррекции причины

Здесь
применима техника “психологического
поглаживания”. Для того чтобы убедить
внушаемого клиента в собственной
правоте, необходимо поставить ряд
вопросов, на которые клиент вынужденно
отвечает “да”, потом несколько
вопросов, на которые клиент отвечает
“может быть”, и потом переходить к
тем вопросам, на которые клиент

первоначально
готов был ответить “нет”, но под
воздействием ответов “да” и “может
быть” он уже готов ответить не столь
категорично.

2.
Внушение. “Это
более простой, а для клиента – менее
эффективный способ воздействия, чем
убеждение, так как при внушении не
задействована воля клиента, способная
усилить психокоррекционный эффект.

Но
с другой стороны, пользуясь внушением,
можно быстрее добиться нужного результата,
так как этот метод не требует длительных
разъяснений и долгих дискуссий психолога
и клиента. Но зато воздействие, основанное
на чистом внушении, исчезает быстрее,
чем влияние, базирующееся на убеждении.

В основе внушения лежит механизм прямого
влияния психолога на подсознание
клиента, на использование не только
разума, но и чувств, эмоций. Внушение
обычно используют в условиях, когда
внимание и сознание клиента чем-то
отвлечены.

Наилучшим условием для
внушения является ситуация, при которой
клиента вводят в состояние полного
расслабления. Это могут делать только
специалисты, имеющие соответствующее
образование и профессионально владеющие
техникой.

Особое
место среди методов индивидуального
воздействия занимает
психологическое консультирование.
Задача
психологического консультирования
заключается в том, чтобы помочь клиенту
разобраться в своих проблемах и вместе
с клиентом найти пути разрешения этой
ситуации.

Психологическое
консультирование чаще всего рассматривают
как специальную область деятельности
практического психолога. Существуют
особые правила и техника ведения
психологического консультирования.

Глава 1. Индивидуальная психокоррекция

Моновижн – один из нескольких распространенных способов, чтобы скорректировать возрастную пресбиопию. Чтобы устранить трудность в смене фокусирования при взгляде на ближние и дальние предметы, одни контактные линзы прописываются для ближнего, а другие для дальнего зрения.

В дополнение к Методу коррекции – Моновижн, могут быть использованы следующие способы:

  • Бифокальные очковые линзы или бифокалы: широко используемый ранее метод коррекции, основанный на включении сегмента для близи, расположенного в нижней части очковой линзы.
  • Прогрессивные очковые линзы : дизайн линзы основан на постепенном изменении оптической силы от верхней части книзу, что позволяет получать отличное зрение на всех расстоянияхmultifocal lenses) .
  • Мультифокальные контактные линзы: Это контактные линзы, у которых подобно бифокальным или прогрессивным очкам имеются множественные фокальные точки. Мультифокальные контактные линзы.
  • Очки для близи, которые используются поверх контактных линз.

Метод коррекции – Моновижн требует адаптационного периода . В течение этого периода мозг приспосабливается к использованию одного глаза для четкого зрения вдаль, а другого для – близи (обычно для четкого зрения вдаль используются ведущий глаз).

Другой сложностью при использовании метода коррекции – моновижн является возможное ухудшение качества бинокулярного зрения (стереовосприятия). Однако ряд исследований показал, что многие носителя контактных линз, пользующиеся методом коррекци – моновижн сохраняют хорошее качество бинокулярного зрения.

Также как и при использовании любых других контактных линз, обратитесь к врачу-офтальмологу для подбора наиболее подходящего для вас способа коррекции зрения. Если по согласованию со специалистом вы предпочтете метод коррекции – моновижн, то врач поможет подобрать вам контактные линзы, соответствующие физиологическим особенностям ваших глаз, состоянию зрения и стилю жизни.

Часть 2. Начало фраз: “я не могу…”. Замена – “я не хочу…”.

Преодолению
психологического внутреннего сопротивления
самораскрытию способствуют приемы типа
релаксации, а также специальный прием,
называемый осознанием
фантомов. Под
фантомами имеются в виду психологические
представления и барьеры, мешающие
человеку вести себя раскованно.

Сопротивление скрывает истинные чувства,
которых клиент избегает, поэтому психолог
старается обратить внимание клиента
на его сопротивление. Например, спросив:
“Слышишь ли ты сейчас свой голос?”
и выясняя, какие чувства стоят за этим.

Работа
в гештальтгруппах является эффективным
методом коррекции для чрезмерно
нормативных, социально скованных,
сдержанных, тревожных клиентов,
ограниченное функционирование которых
связано с наличием “внутренних блоков”
Такие люди обычно получают мало
удовольствия от жизни.

Гештальттерапия
с успехом применяется при работе с
клиентами, имеющими психосоматические
расстройства (включая мигрень, язвенный
колит, спазмы шеи и спины), с супружескими
парами, с клиентами, имеющими трудности
во взаимодействии с авторитетными
фигурами и широким спектром интрапсихических
конфликтов.

§ 4. Группы умений

Группа
тренинга умений включает в себя
определенное число людей, испытывающих
трудности в общении и взаимодействии
с другими людьми и проходящих
запрограммированный курс обучения
отсутствующим у них коммуникативным
умениям и

навыкам.
Члены таких групп рассматриваются как
учащиеся, желающие приобрести нужные
умения и навыки, которые помогут им
лучше адаптироваться к жизни.

Занятия
в группах тренинга умений могут оказаться
особенно полезными для детей подросткового
и раннего юношеского возраста. Приобретение
ими коммуникативных умений делает детей
независимыми, компетентными в общении
и предопределяет их будущие успехи в
тех видах деятельности, выполнение
которых зависит от их умения оказывать
влияние на людей.

Целью
групп
тренинга умений является выработка
нужных внешних форм поведения. К числу
таких умений относятся те, которые
помогают избавиться от состояния
тревоги, страха, помогают справляться
с чрезмерными эмоциональными возбуждениями,
а также умения, необходимые для
профессиональной деятельности, для
принятия решений и выполнения родительских
функций, для ведения переговоров и
дискуссий. Членов таких групп учат вести
самонаблюдение, фиксировать и записывать
данные о себе.

Одной
из разновидностей групп тренинга умений
являются те, которые вырабатывают у
человека уверенность в себе. Многие
люди чувствуют себя неуверенно, неспособны
верить в свои возможности из-за того,
что под влиянием слишком частых наказаний
в детстве выработался так называемый
заторможенный тип реагирования.

Противоположной
и тоже отрицательной формой поведения,
связанной с неуверенностью, является
агрессивность. Агрессивный человек
нарушает личные права других людей, в
частности право человека быть выслушанным,
быть принятым всерьез, поступать
по-своему и другие. Он навязывает себя,
свое мнение другим людям, оказывает на
них давление, унижает, оскорбляет.

Работа
групп тренинга умений строится на
ролевом проигрывании сложных жизненных
ситуаций, в которых эти умения могут
быть выработаны. Сначала разыгрываются
простые социальные ситуации, затем они
усложняются и доводятся до уровня
конфликтных, т.е.

В
некоторых случаях используются
технические средства обучения, в
частности аудио- и видеозаписи. Иногда
работа групп тренинга умений, особенно
когда их участниками являются
заторможенные, тревожные, неуверенные
в себе люди, сопровождается или
предваряется элементами аутотренинга.

Предлагаем ознакомиться  Мультифокальные линзы вместо лазерной коррекции

Группа
тренинга умения включает в себя такие
компоненты, как: учебная
модель, постановка цели, измерение и
оценка.

Учебная
модель. Группа
тренинга умений занимает промежуточное
положение между учебной и психокоррекцией
-ной группами. Члены группы рассматриваются
как лица, пожелавшие приобрести
определенные умения, навыки, которые
помогут им улучшить свою жизнь и исправить
имеющиеся личностные недостатки.

Постановка
цели. Целью
группы тренинга умений является выработка
такого поведения, которое является
приемлемым не только для индивидуума,
но и для общества в целом. Такая группа
является своего рода лабораторией для
формирования и освоения нормальных
жизненных умений.

К основным
видам жизненных умений, которым
обучают в группе, относятся: управление
эмоциями, планирование своего ближайшего
и отдаленного будущего, принятие решений,
родительские функции, коммуникативные
умения, уверенность в себе.

В
отличие от других коррекционных групп,
группа тренинга умений жестко
структурирована, а их руководители
активно руководят группой, ставя перед
участниками конкретную цель и планируя
каждое задание.

Измерение
и оценка. Задачи
группы тренинга умений обычно сводятся
к решению двух основных проблем: избыток
чего-то (много курит, много выражает
эмоций, испытывает излишние эмоции);
недостаток чего-то (недостаток контакта,
уверенности в себе и т.д.).

Техника
занятий групп тренинга умений

Техника
тренинга умений многообразна и сложна
так же, как многообразны и сложны методы
воспитания и обучения. Выбор конкретных
методик определяется поставленной
целью: коррекция поведения, тренинг
уверенности в себе, купирование
эмоциональных аффектов и т.д. – и теми
методами, посредством которых эта цель
достигается.

Среди
различных групп тренинга умений в
настоящее время наиболее распространены
группы тренинга уверенности в себе или
тренинга ассертивного поведения. Поэтому
рассмотрим основные элементы техники
тренинга умений на модели этой группы.

1.
Оценка уверенности в себе. Оценка
сильных и слабых сторон навыков
уверенности в себе осуществляется с
помощью различных опросников. Наиболее
распространенным среди них является
опросник Рейзасса, состоящий из 30
вопросов.

Быть уверенным в себе – значит
уметь определять и выразить свое желание
и потребность. Уверенное поведение
выражается в умении обратиться с просьбой
к другому так, чтобы не обидеть его и не
унизить себя или тактично ответить
отказом на его просьбу.

Компонентами
уверенной просьбы или отказа могут быть
не только слова, но и жесты, мимика, поза.
Уверенность в себе не означает нахальство,
агрессивность. Агрессивность является
попыткой удовлетворить свои потребности
за счет другого и несовместима с чувством
самоуважения.

Для
того чтобы быть уверенным в себе, нужно
знать свои права, быть уверенным, что в
борьбе за свои права общество тебя
поддержит: право быть одному, право быть
независимым, право на успех, право быть
выслушанным и принятым всерьез, право
получать то, за что платишь, право иметь
права (например, право вести себя в
манере уверенного в себе человека),
право отвечать отказом на просьбу, не
чувствуя себя при этом беспричинно
виноватым или эгоистичным, право просить
то, чего хочешь, право делать ошибки и
быть ответственным за них, право быть
напористым.

Выделяют
шесть типов утверждений, выражающих
уверенность в себе: простое
или базовое, эмпаттеское, растущее,
конфронтирующее, монологическое,
убеждающее. В
свою очередь, существуют методики
упражнений, обучающим различным типам
утверждений, выражающим уверенность в
себе.

2.
Репетиция поведения. Методика
представляет собой ролевое проигрывание
жизненных ситуаций. Обычно оно начинается
с несложных ситуаций, актуальных для
большинства участников группы. Например,
разговор с грубым продавцом, с официантом,
с бюрократом и т.д.

Постепенно группа
подходит к проигрыванию более сложных
ситуаций. Ролевые игры чем-то напоминают
психодраму, однако отличаются от нее
конечной целью. Конечной целью психодрамы
является инсайт и катарсис. Цель ролевой
игры в группе тренинга умений – это
выработка оптимального,

основанного
на уверенности в себе поведения в той
или иной сложной ситуации. Ключевыми
компонентами методики репетиции
поведения являются: моделирование,
инструктаж и подкрепление.

Моделирование

формирование лучшего способа поведения
каждого участника группы в конкретной
разыгранной им ситуации.

Инструктаж

вмешательство руководителя группы,
который помогает участникам группы
посредством советов, обратной связи,
поддержки найти оптимальный выход из
трудной ситуации.

Подкрепление

поощрение или наказание, стимулирующее
правильное поведение участников группы
в разыгрываемой ситуации. Лучшей формой
поощрения и наказания является одобрение
или неодобрение той или иной формы
поведения, активного участника всей
группой или ее руководителем.

·
постановка задачи, т.е. определение
поведения, которое нуждается в коррекции
и тренаже;

·
инструктаж и обучение участников
исполнению сцены запланированной
ситуации;

·
разыгрывание ситуации;

·
моделирование желательного поведения;

·
отработка оптимального поведения в
течение всего занятия;

·
получение обратной связи – поведение
активных участников разыгрываемой
сцены после занятия обсуждают остальные
участники группы.

3.
Релаксационный тренинг. Перестройка
убеждений. Участников
тренинга обучают методу релаксации.
Метод может применяться самостоятельно
для снятия эмоционального напряжения,
тревоги, возникающих в сложной ситуации.

Но в группе тренинга уверенности в себе
он чаще применяется в сочетании с методом
систематической десенсибилизации.
Участникам предлагают закрыть глаза и
мысленно представить себе ситуацию,
вызывающую у них страх и тревогу.

Как
только эмоциональное напряжение,
вызванное представлением, достигнет
высокого предела, участникам предлагают
прекратить мысленное представление и
расслабиться. Расслабление приносит
успокоение.

дискомфортом,
тревогой, страхом. Упражнение считается
отработанным только в том случае, если
участник при мысленном представлении
всей иерархии психотравмирующих сцен
не испытывает тревоги и волнения.

Систематическая
десенсибилизация в сочетании с
прогрессирующей релаксацией широко
используется для тренинга уверенности
в себе при самых различных ситуациях.
Например, при волнении на публичном
выступлении или экзамене, при затруднении
межличностных контактов, при сексуальных
девиациях и т.д.

§ 1. Семья как объект психокоррекционного воздействия

На
современном этапе очень важно помешать
развалу супружеских и внутрисемейных
отношений, помочь преодолеть трудности
межличностного взаимодействия в семье
и на это направлены усилия как
профессионального общества психологов,
так и общественности, педагогических
структур и общества в целом.

и
разводящихся супругов); оказание помощи
в воспитании детей (консультационные
центры для родителей); семейная
профилактика (консультации для
молодоженов, проблемных семей).

Помощь
семье наряду с психологами оказывают
специалисты различного профиля:
сексологи, юристы, психиатры, педагоги,
психотерапевты, социологи. Появляются
новые центры семейной педагогики,
организуются программы взаимопомощи,
которые в большей степени ориентированы
на личностные проблемы членов семьи,
на решение внутрисемейных проблем.

Предлагаем ознакомиться  Методики лазерной коррекции зрения - современные методы и их отличия

Каждый
исследователь, работающий с семьей,
создает свою собственную интегративную
теорию семьи, пусть даже находящуюся в
соответствии с какой-нибудь теоретической
школой, но для этого требуются годы
напряженной практической работы.

1.
Психодинамическое.

2.
Системное и стратегическое.

3.
Эклектическое.

1.
Психодинамическое
направление. Для
этого подхода характерным является
большое внимание, уделяемое анализу
исторического прошлого членов семьи,
их неосознаваемых желаний, психологических
проблем и взаимных проекций, пережитых
на ранних этапах онтогенеза и
воспроизводимых в актуальном опыте.

Большое значение придается достижению
инсайта – осознанию того, как нерешенные
в прошлом проблемы влияют на современные
взаимоотношения в семье и как из этого
нарушенного контекста отношений
возникают неконструктивные способы
адаптации к жизни у некоторых ее членов.
Работа в рамках данного подхода требует
больших усилий как со стороны

психолога,
так и со стороны членов семьи, огромных
затрат времени, что является экономически
менее целесообразным, но высокоэффективным.

2.
Системаное
и стратегическое направление. Работа
в рамках системного
подхода строится
на положении о взаимодетерминированности
личности и межличностных отношений,
согласно которому стиль общения, характер
взаимодействия, тип воспитания, с одной
стороны, и личностные

особенности
членов семьи – с другой, образуют
замкнутый, постоянно воспроизводящийся
гомеостатический цикл.

Рассматривая
семью как некую единую систему, выделяют
различные субсистемы как самостоятельные
единицы внутрисемейных взаимодействий:
играющие важную роль в функционировании
более широкой семейной системы.

Семейные
субсистемы определяются такими факторами,
как
поколение, пол, интересы: муж-жена,
отец-мать, ребенок-ребенок, ребенок-мать,
ребенок-отец, дети-домашние животные и
т.д.

Каждый
индивид может принадлежать ко многим
семейным субсистемам.

1.
Диагностический (семейный диагноз).

2.
Ликвидация семейного конфликта.

3.
Реконструктивный.

4.
Поддерживающий.

Под
семейным
диагнозом понимается
типизация нарушенных семейных отношений
с учетом индивидуально-личностных
свойств членов семьи. Особенностью
процедуры семейной диагностики является
сквозной и стереоскопический характер.

Сквозной характер заключается в том,
что диагностика проводится на всех
этапах коррекционной работы.
Стереоскопичность семейной диагностики
означает, что в случае получения
информации о происходящем в семье от
одного из членов семьи необходимо эту
информацию дополнить и сопоставить с
информацией, полученной от других членов
семьи.

На
этапе ликвидации
семейного конфликта осуществляется
выявление и классификация истоков
семейного конфликта и ликвидация его
средствами эмоционального отреагирования
каждым членом семьи, вовлеченным в
конфликт.

На
этапе
реконструкции семейных
отношений осуществляется групповое
обсуждение актуальных семейных проблем
либо в отдельно взятой семье, либо в
параллельных группах клиентов со
сходными проблемами и их родственников.

На
поддерживающем
этапе
(этапе фиксации) полученные навыки
эмпатического общения и увеличившийся
репертуар ролевого поведения закрепляются
в естественных семейных условиях
реальной жизни.

Продолжительность
коррекционной работы в рамках системного
подхода может колебаться в пределах от
нескольких

недель
до нескольких лет. Начинается работа с
одной-двух встреч в неделю, затем встречи
происходят один раз в две недели и далее
– один раз в три недели.

3.
Эклектическое направление. Представители
этого направления используют в
коррекционной работе с семьей различные
по своим психологическим механизмам
методы: групповую дискуссию, ролевые
игры, домашние задания по модификации
поведения, анализ и интерпретацию
взаимоотношений и т.д.

Семья
играет огромную роль в жизни как отдельной
личности, так и всего общества. Важнейшими
характеристиками семьи являются ее
функции,
структура и
динамика.

Основные
функции семьи: воспитательная,
хозяйственно-бытовая, эмоциональная,
духовного (культурного) общения,
первичного социального контроля,
сексуально-эротическая.

Воспитательная
функция семьи
состоит в том, чтобы удовлетворять
индивидуальные потребности в отцовстве
и материнстве, в контактах с детьми и
их воспитании.

Хозяйственно-бытовая
функция семьи
состоит в удовлетворении материальных
потребностей семьи (в пище, крове и
т.д.), в содействии сохранения их здоровья
(обеспечивается восстановление
затраченных в труде физических сил).

Эмоциональная
функция семьи
заключается в том, чтобы удовлетворять
потребности ее членов в симпатии,
уважении, признании, эмоциональной
поддержке, психологической защите.

Функция
духовного (культурного) общения несет
в себе удовлетворение потребностей в
совместном проведении досуга, взаимном
духовном обогащении.

Функция
первичного социального контроля
обеспечивает
выполнение членами семьи социальных
норм.

Сексуально-эротическая
функция заключается
в удовлетворении сексуально-эротических
потребностей членов семьи.

Функции
семьи со временем претерпевают
определенные изменения: одни утрачиваются,
другие появляются в соответствии с
новыми социальными условиями, третьи
– изменяют свое положение в общей
структуре.

Функции семьи могут быть
нарушены. В этом случае ее жизнедеятельность
нарушается, затрудняется выполнение
функций. Способствовать нарушениям
может широкий круг факторов: особенности
личностей ее членов и взаимоотношений
между ними, определенные условия жизни
семьи. Например, причиной

нарушений
воспитательной функции семьи может
стать как отсутствие у родителей
соответствующих знаний и навыков, так
и нарушения в их отношениях (конфликты
по вопросам воспитания, вмешательство
других членов семьи и т.д.).

Структуру
семьи составляет
ее состав, число членов, а также
совокупность их взаимоотношений. Анализ
структуры семьи дает возможность
ответить на вопрос, каким образом
реализуются функции семьи: кто в семье
осуществляет руководство и кто является
исполнителем, как распределены между
членами семьи права и обязанности.

Например, неравномерность распределения
хозяйственно-бытовых обязанностей
между супругами является нарушением
структуры взаимоотношений в семье,
поскольку препятствует удовлетворению
ряда потребностей того супруга, который
взял на себя основную нагрузку
(потребностей в восстановлении физических
сил, в культурном, духовном росте).

Динамика
семьи. Функции
и структура семьи могут изменяться в
зависимости от этапов ее развития.
Существуют различные системы выделения
основных этапов жизненного цикла семьи.
Наиболее известной является система
стадий Е.

Фазы
жизненного цикла семьи

1.
Вовлечение. Встреча супругов, их
эмоциональное притяжение друг к другу.

2.
Принятие и развитие новых родительских
ролей.

3.
Рождение ребенка и принятие в семью
новой личности. Переход от диадных
отношений супругов к отношениям в
треугольнике.

4.
Введение детей во внесемейные институты.

5.
Принятие подростковости.

6.
Экспериментирование с независимостью.

7.
Подготовка к уходу детей из семьи.

8.
Уход детей из семьи, принятие их ухода,
жизнь супругов “глаза в глаза”.

9.
Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Нарушения
жизнедеятельности семьи

На
протяжении всего жизненного цикла семья
сталкивается с различными трудностями
и неблагоприятными условиями – болезнь,
жилищно-бытовые неудобства, конфликты

с
социальным окружением, последствия
широких социальных процессов (война,
экономический и социальный кризис и
т.д.). В связи с этим перед семьей часто
возникают непростые проблемы, которые
могут отрицательно сказаться на ее
жизнедеятельности. Исследование
трудностей, с которыми сталкивается
семья, идет в двух направлениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector