Косоглазие и амблиопия у ребенка с ДЦП

Детский церебральный паралич

Данные литературы и проведенные нами наблюдения свидетельствуют о высокой частоте косоглазия в популяции лиц с детским церебральным параличом (ДЦП) (31,4-74,7%) [2, 3, 5-8, 12, 13, 15], а по данным обращаемости к окулисту она составляет около 90% [3].

Отмечен осложненный характер косоглазия при ДЦП: у значительной части детей оно врожденное (83,8%), постоянное (66,1%), неаккомодационное (72,8%); более чем у половины больных (53,9%) встречается вертикальное отклонение [3].

Имеется положительный опыт ортоптического лечения косоглазия у лиц с ДЦП и относительно небольшими углами косоглазия — достижение ортотропии и бинокулярного зрения соответственно у 20,7% и 11,5% детей, уменьшение девиации и развитие одновременного зрения соответственно у 32,2% и 25,3% [4].

Другие же авторы отмечают, что консервативное лечение косоглазия у детей с ДЦП проводится с трудом, и рекомендуют раннее оперативное вмешательство по согласованию с детским невропатологом [11]. Вместе с тем, среди офтальмологов бытует мнение о том, что косоглазие у лиц с ДЦП в детском возрасте устранять не следует из-за опасности общего наркоза у таких пациентов.

Понятие и характеристика дефекта

полное ли устранение косоглазия или его уменьшение. Следует также отметить значительную частоту (11%) гиперкоррекции (появления вторичной эзотропии) после хирургического лечения эзотропии в работе [9].

Изучить эффективность хирургического лечения косоглазия у больных ДЦП в плане достижения ортотропии и восстановления бинокулярного зрения.

Материал и методы

Под нашим наблюдением находилось 53 ребенка в возрасте от 1 года до 17 лет с различными формами ДЦП: со спастической диплегией — 21 пациент, со спастическом тетрапарезом — 8, с атонически-астатической формой — 7, с гемипарезом — 9, с гиперкинетической формой — 1;

Косоглазие у детей

с неуточненной формой ДЦП — у 7. Это были дети либо с исходно большими углами косоглазия, либо с отсутствием эффекта от длительного ортоптического лечения. Методы исследования: визо- и рефрактометрия;

определение характера бинокулярного зрения на цветотесте и фузионной способности на синоптофоре; измерение угла косоглазия по методу Гиршберга (при малых углах до 10° — с помощью призм); определение подвижности глазных яблок в 8 меридианах;

оценка состояния конвергенции; исследование переднего отдела глаз, преломляющих сред и глазного дна. Хирургическое лечение косоглазия заключалось преимущественно в операциях типа рецессии и резекции глазодвигательных мышц.

Результаты

Таблица 1 Сравнительные данные о положении глаз, состоянии бинокулярного зрения и фузионной способности после операции устранения косоглазия у дошкольников и школьников с ДЦП (непосредственно после операции)

Таблица 2 Положение глаз, состояние бинокулярного зрения и фузионной способности после операции устранения косоглазия у детей с ДЦП по данным отдаленных наблюдений

токсикоз беременности — в 1 случае, резус-конфликт — 1, отслойка плаценты — 1, безводный период — 4, недоношенность — 22, двойня — 3, стремительные роды — 3, стимуляция родовой деятельности — 1, акушерское пособие — 2, родовая травма — 3, обвитие пуповины — 4, асфиксия в родах — 4, затяжные роды — 1, кесарево сечение — 4, инсульт после родов — 1.

Косоглазие было сходящимся у 39 детей, расходящимся — у 12, вертикальным — у 2. Соотношение больных сходящимся и расходящимся косоглазием в нашей группе (74%:23%) примерно соответствовало данным литературы, свидетельствующим о значительной относительной частоте расходящегося косоглазия в популяции косящих детей с ДЦП (22-35%) [6, 12], что существенно отличается от таковой в популяции косящих детей без ДЦП (10%) [1] и свидетельствует о частом вовлечении в патологический процесс при ДЦП III пары черепно-мозговых нервов.

Из числа 39 больных изотропией сопутствующее вертикальное отклонение было у 21, при этом одно- или двустороння гипертропия отмечена у 17, а разнонаправленная вертикальная девиация — у 4. Из числа этих же 39 больных у двух косоглазие было паралитическим и у 19 — паретическим с незначительным ограничением подвижности глаз в сторону абдукции на 5-7°.

Сопутствующий горизонтальный нистагм отмечен у 8 больных: у 1 — толчкообразный, у 2 — маятникообразный, у 5 — латентный. Конвергенция была в норме у 14 детей, ослаблена либо отсутствовала — у 25. У 1 ребенка эзотропия сочеталось с V-синдромом, у 1 ребенка — с Х-синдромом.

у 1 — двусторонняя гипертропия и V-синдром и у 1 — периодическая гипотропия. Из числа 10 детей с первичным расходящимся косоглазием у одного была также разнонаправленная вертикальная девиация. Среди больных с экзотропией у одного косоглазие было паралитическим и у 4 — паретическим с ограничением подвижности в сторону аддукции на 5-7°.

Конвергенция отсутствовала у 8 больных экзотропией, была ослаблена у 4. У 1 больного был частичный псевдоптоз верхнего века. У 2 детей отмечен сопутствующий нистагм: у 1 — маятникообразный и у 1 — толчкообразный.

У двух больных с вертикальной девиацией отмечалась периодическая монолатеральная гипертропия с гиперфункций нижней косой мышцы у одного ребенка и гиперфункцией верхней прямой мышцы у другого.

Исследование на цветотесте показало наличие монокулярного зрения у большинства больных (36 из 53), у остальных 17 исследование не удалось либо по причине малого возраста или непонимания поставленной задачи (у детей с задержкой психического развития), либо в связи с низкой остротой зрения обоих глаз (менее 0,1).

В предоперационном периоде 18 детей проводили активное плеоптическое лечение современными методами. Исследование остроты зрения (ОЗ) непосредственно перед операцией показало, что при сходящемся косоглазии только на 11 глазах из 78 она была нормальной (0,85-1,0 и выше);

у остальных отмечены различные степени её снижения (от 0,8 до 0,03 — 61 глаз) либо невозможность её определения (6 глаз). При расходящемся косоглазии нормальная ОЗ отмечена на 9 глазах из 24, пониженная ОЗ в пределах 0,7-0,1 констатирована также на 9 глазах, на 6 глазах остроту зрения определить не удалось.

У 2 больных вертикальным косоглазием (4 глаза) ОЗ была в пределах от 0,8 до 0,15. В целом по рассматриваемой группе причины снижения ОЗ были следующие: амблиопия различных видов и степеней (64 глаза из 106 — 60,4%), частичная атрофия зрительных нервов (14 глаз — 13,2%), недоразвитие зрительного анализатора (8 глаз — 7,5%).

Приведенные данные свидетельствуют о наличии у наблюдаемых нами больных ДЦП сложных глазодвигательных нарушений, сочетающихся в большинстве случаев с сенсорными расстройствами.

Оперативное устранение косоглазия предпринято всем детям. Возраст проведения операции был следующим: от 1 года до 7 лет — 27 детей, от 7,5 до 10 лет — 16 детей, от 10,5 до 13 лет — 2 детей, от 13,5 до 17 лет — 8 детей.

Прежде чем оперировать ребенка, мы тщательно собирали анамнез, опрашивали родителей на предмет перенесенных ранее оперативных вмешательств и состояния его во время и после общего наркоза. По согласованию с невропатологом и анестезиологом принималось решение о возможности проведения операции под общей анестезией.

При подготовке к общему наркозу проводилась стандартная премедикация 0,1%-ным раствором атропина сульфата и 1%-ным раствором димедрола (в общепринятой анестезиологами дозировке по возрасту и весу ребенка).

Общая анестезия проводилась кетамином или калипсолом (в возрастной дозировке с учетом веса ребенка) с обязательным введением реланиума или седуксена (0,1 мл на 1 год жизни ребенка, а также принимая во внимание его общее состояние).

При наличии судорожного синдрома (или при судорожной готовности) анестезиологом решался вопрос о характере анестезии, которая не спровоцировала бы судороги. После проведения общего наркоза, с целью предупреждения синдрома послеоперационной тошноты и рвоты, вводились кокарбоксилаза и осетрон (также в возрастной дозировке). В течение суток после операции осуществлялось наблюдение за общим состоянием ребенка.

Характер операций по поводу косоглазия у детей с ДЦП был примерно таким же, как и у детей без этой патологии; преимущественно производились операции типа рецессии и резекции глазодвигательных мышц. При сложных видах косоглазия по возможности устраняли одновременно как горизонтальную, так и сопутствующую вертикальную девиацию.

Формы и степени заболевания

При сходящемся косоглазии по одному разу были прооперированы 34 ребенка, по 2 раза — 5. При расходящемся косоглазии одна операция была произведена 7 больным, 2 операции — 4 больным, 3 операции — 1 больному. При вертикальном косоглазии двум больным произведено по одной операции.

Понятие и характеристика

Косоглазие — непрерывное или проявляющееся периодически отклонение оси зрения одного из глаз от зоны фиксации, из-за чего нарушается возможность гармонично видеть двумя глазами одновременно (бинокулярное зрение).

Дефект может иметь разную выраженность, также у него существует ряд разновидностей в зависимости от положения глаз и причин возникновения. Сопровождается рядом симптомов, значительно ухудшающих качество жизни.

При своевременном начале коррекционной работы косоглазие успешно излечивается.

Под
амблиопией понимают различные по
происхождению формы понижения остроты
зрения, причиной которого являются
функциональные нарушения (Э.С. Аветисов,
Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Симптомы и последствия патологии

Различают
следующие виды амблиопии: дисбинокулярная,
обскурационная, рефракционная,
истерическая (Э.С. Аветисов, Е.И.
Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Дисбинокулярная
амблиопия возникает вследствие
расстройства бинокулярного зрения.
Понижение зрения развивается вследствие
косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия
может быть двух видов: амблиопия с
правильной (центральной) фиксацией
(фиксирующий участок – центральная ямка
сетчатки) и амблиопия с неправильной
(нецентральной) фиксацией (фиксирующим
становится любой другой участок
сетчатки).

Обскурационная
амблиопия развивается в результате
помутнений оптических сред глаза
(катаракты, помутнений роговицы),
преимущественно врожденных или рано
приобретенных. Диагноз ставится, если
низкое зрение сохраняется, несмотря на
устранение помутнений и отсутствие
анатомических изменений в заднем отделе
глаза (после эксракции катаракты).

Рефракционная
амблиопия – понижение зрения возникает
вследствие аномалий рефракции, которые
в данный момент не поддаются коррекции.
При ношении правильно подобранных очков
постепенно острота зрения может
повыситься, вплоть до нормальной.

Причиной возникновения этого вида
амблиопии является постоянное и
длительное проецирование на сетчатку
глаза неясного изображения предметов
внешнего мира при высокой дальнозоркости
и астигматизме (В.П. Жохов, И.Л. Кормакова,
Л.И. Плаксина, 1989).

Анизометропия
— неодинаковая рефракция обоих глаз,
в результате которой наблюдается
неодинаковая величина изображения
предметов на сетчатках обоих глаз. Это
препятствует слиянию обоих изображений
в один зрительный образ.

Истерическая
амблиопия возникает внезапно, чаще
всего после какого-либо аффекта.
Функциональные расстройства на почве
истерии могут принимать характер
ослабления или потери зрения. Эта форма
амблиопии встречается довольно редко.

Особенности нарушения у новорожденных

Все виды амблиопии
по степени остроты зрения делятся на
слабую (острота зрения 0,8—0,4), среднюю
(острота зрения 0,3— 0,2), высокую (острота
зрения 0,1—0,05), очень высокую (острота
зрения 0,04 и ниже) степени.

Амблиопия при
содружественном косоглазии встречается
более чем в 2/3 случаев и является его
следствием. Вместе с тем она сама может
быть причиной косоглазия. Это происходит
в тех случаях, когда один глаз имеет
значительное снижение остроты зрения
(до 0,3—0,4 и ниже), при котором невозможно
слияние изображений.

Термин
«косоглазие» объединяет различные по
происхождению и локализации поражения
зрительной и глазодвигательной систем,
вызывающие периодическое или постоянное
отклонение (девиацию) глазного яблока.
Различают мнимое, истинное косоглазие
(В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина,
1989).

Мнимое
(кажущееся) косоглазие – оптическая ось
глаза, проходящая через центр роговицы,
не совпадает со зрительной осью, которая
соединяет центральную ямку сетчатки с
рассматриваемым объектом (точка
фиксации).

Между ними образуется угол
гамма – положительный или отрицательный.
В первом случае зрительная ось пересекает
роговицу кнутри, во втором — кнаружи
от центра. При большом угле гамма
отклонение глазных яблок и создает
впечатление о наличии косоглазия.

Чаще
встречается мнимое расходящееся
косоглазие, связанное с положительным
углом гамма. При мнимом косоглазии,
кажется, что косят оба глаза одновременно
к носу или к виску. Ложное представление
о наличии косоглазия может быть
обусловлено особенностями строения
лицевого черепа.

Гетерофория
или скрытое косоглазие. Ортофорией
называется идеальное мышечное равновесие
обоих глаз. Если при ортофории разобщить
оба глаза (путем прикрывания одного из
них ладонью или заслонкой), то глаза
сохранят симметричное положение.

Значительно
чаще, чем ортофория, встречается
гетерофория, при которой сила
глазодвигательных мышц неодинакова.
Это обусловлено анатомическими и
нервными факторами (особенности положения
глазных яблок в глазнице, тонус
глазодвигательных мышц и т.д.).

В обычных
условиях нарушение мышечного равновесия
себя не проявляет. Если же выключить
один глаз из акта зрения (закрыть его
ладонью), то он отклонится в сторону
мышц с более высоким тонусом, а при
включении вновь возвратится в прежнее
положение (установочное движение).

При
скрытом косоглазии зрительная работа
на близком расстоянии требует большего,
чем обычно, нервно-мышечного напряжения,
чтобы преодолеть тенденцию к отклонению
одного из глаз. При этом могут даже
возникать жалобы на головную боль,
тошноту, быструю утомляемость, переходящую
в диплопию (двоение).

Возникновению
указанных явлений способствуют общие
заболевания и ослабленное состояние
организма, умственное переутомление,
длительная зрительная работа на близком
расстоянии. Диагноз гетерофории основан
на исключении условий для бинокулярного
зрения. В отличие от истинного косоглазия
при гетерофории сохраняется бинокулярное
зрение.

Таким
образом, ни мнимое косоглазие, ни в
большинстве случаев гетерофория не
являются патологией. К патологии
относится лишь истинное косоглазие.

Истинное косоглазие

Истинное
косоглазие подразделяют на содружественное
и паралитическое (В.П. Жохов, И.А. Кормакова,
Л.И. Плаксина, 1989).

Содружественное
косоглазие характеризуется постоянным
или периодическим отклонением одного
из глаз от совместной точки фиксации и
нарушением функции бинокулярного
зрения. Подвижность глаз во всех
направлениях при этом свободна, угол
отклонения правого и левого глаз равен
как по величине, так и по направлению;
косит чаще один глаз или оба глаза
поочередно.

Диагностика болезни

Косоглазие
является не только косметическим
дефектом, влияющим на психику и
формирование характера детей, но и
сопровождается большим функциональным
недостатком. Ввиду отсутствия бинокулярного
зрения наблюдается ограничение в
восприятии внешнего мира, движении и
ориентировке в пространстве.

Среди
причин возникновения косоглазия наиболее
частыми являются врожденные и приобретенные
заболевания центральной нервной системы,
общие детские и инфекционные заболевания,
травмы в период новорожденности, а также
многие патологические процессы,
сопровождающиеся значительным снижением
зрения и слепотой.

В
зависимости от того, в какую сторону
отклонен глаз, различают внутреннее
или сходящееся и наружное или расходящееся
косоглазие, а также косоглазие кверху
и книзу, В ряде случаев может быть
одновременно горизонтальное и вертикальное
отклонение глаз.

Сходящееся
косоглазие (глаз косит в сторону носа)
встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся.
Оно в 70—80% случаев сочетается с
дальнозоркой рефракцией. Поэтому принято
считать, что не-корригированная
дальнозоркость является фактором,
способствующим возникновению сходящегося
косоглазия.

Расходящееся
косоглазие сопровождается примерно в
60% случаев близорукой рефракцией. Есть
основания полагать, что близорукость
может быть одним из факторов, способствующих
возникновению расходящегося косоглазия.

Косоглазие
бывает односторонним (монолатеральным)
— косит постоянно один глаз — и
двусторонним (альтернирующим) —
попеременно косят оба глаза. При
альтернирующем косоглазии зрение, как
правило, достаточно высокое и одинаковое
в обоих глазах.

Монолатеральное косоглазие
сложнее альтернирующего, так как при
нем в результате постоянного отклонения
одного глаза, отсутствия фузии довольно
быстро развивается выраженная амблиопия.
Поэтому в процессе лечения необходимо
«перевести» монолатеральное косоглазие
в альтернирующее.

Кроме
того, различают косоглазие аккомодационное,
частично аккомодационное и неаккомодационное.
Данное деление зависит от состояния
аккомодации (аккомодация — это способность
глаза видеть хорошо и вдали, и вблизи).

Возникновение аккомодационного
косоглазия обусловлено некорригированной
близорукостью или дальнозоркостью. Оно
исчезает с помощью оптимальной очковой
коррекции. Частично аккомодационное
косоглазие характеризуется тем, что в
отличие от аккомодационного не полностью
исправляется очковой коррекцией.

Предлагаем ознакомиться  Гимнастика для глаз при катаракте

В
отечественной офтальмологии накоплен
богатый опыт по организации и реализации
различных эталонов лечебно-восстановительной
работы с детьми, имеющими функциональные
нарушения зрения (амблиопию и косоглазие).

Реализация
медицинской части реабилитации детей
с амблио-пией и косоглазием в дошкольном
возрасте ведется в рамках специальных
дошкольных учреждений. В дошкольных
коррекционно-образовательных учреждениях
IV вида имеется достаточная
материально-техническая база и наличие
необходимого кадрового обеспечения
для проведения лечебно-восстановительной
работы.

XIII. Конструирование из геометрических фигур, разных по цвету, форме, размеру. Взаимное расположение частей одного предмета.

По статистическим данным детский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным неврологическим нарушением. Он занимает второе место после задержки психического развития у детей .

В целом же, ДЦП – это целая группа болезней, которые в первую очередь проявляются нарушением движений, равновесия и положения тела. Все это возникает из-за сбоев в развитии головного мозга или же разрушения той части мозга, которая отвечает за движения и мышечный тонус. На сегодняшний день именно ДЦП – главная и самая распространенная причина детской инвалидности.

– А теперь мы
оказались с вами у клетки с обезьянами.

(На фланелеграфе
изображение обезьян в разных позах, с
разного цвета бантами.)

– Какие веселые
обезьянки, рассмотрите их внимательно.
Покажите двух одинаковых обезьян.
Объясните свой выбор.

Физкультминутка
для глаз.

– Снимите очки.
Сядьте прямо. Посмотрите только глазами,
как обезьянки прыгают в клетке: вверх,
вниз, вправо, влево, вверх, вправо, вниз,
влево, вверх, влево, вниз, вправо. Закройте
глаза. Откройте. Оденьте очки.

(Дан
образец жирафа, составленного из
геометрических фигур)

– Мы вернулись с
вами в школу и теперь давайте выложим
изображение животного из геометрических
фигур.


Посмотрите внимательно на образец. Кто
на нем изображен? (Жираф)

– Из каких
геометрических фигур он состоит? Какого
цвета каждая фигура?

– Выложите у себя
на рабочем поле фигуру точно такого же
животного.

(Звучит музыка).

На что обратить внимание

Поскольку ДЦП столь «развито» заболевание, каждый родитель с тревогой наблюдает за развитием своего малыша уже с первых дней жизни, пытаясь исключить у своего чада признаки грозного состояния. Возможно ли это?

Методы лечения и коррекции косоглазия

Увы, не всегда, ведь заподозрить ДЦП у грудного ребенка хоть и можно уже на первом году жизни, но подтвердить диагноз врачи смогут гораздо позже. Тем не менее, чем раньше будет поставлен диагноз ДЦП, тем больше шансов «излечить» больного ребенка.

Итак, на что обратить внимание? По сути, ваша главная задача в любом случае наблюдать за развитием своего крохи. Врачи рекомендуют не просто наблюдать, но и «конспектировать» все достижения своего карапуза.

Именно по вашему «конспекту» при необходимости врач определит всю серьезность ситуации. Записывать нужно все мелочи с датами и кратким описанием. Например, когда малыш крепко удержал головку впервые, как часто он вздрагивает, как крепко и на какой день после рождения он оттолкнулся ножками от стола и т.д. и т.п.

Обратите внимание на рефлексы своего малыша. Например, «врожденная способность» открывать рот, когда ребенку нажать на ладошку (так называемый ладонно-ротовой рефлекс) сама по себе исчезает на 2 месяце жизни малыша. Если же этот рефлекс сохраняется до полугода, то он вполне может сигнализировать о наличии ДЦП.

В принципе, вы наверняка знакомы с так называемыми «таблицами развития» грудничков. Уж точно каждую маму интересует, в каком возрасте детки учатся сидеть, когда они «прозревают», когда должны самостоятельно переворачиваться, брать ручками игрушку целенаправленно, в общем, «интересоваться жизнью и познавать мир осознанно».

Конечно же ни одна таблица не является точным указателем того или иного события. Все детки разные: кто-то сидит в 6 месяцев, а кто-то в 8 – и это не всегда будет являться патологией. Однако, погрешность в «нормах» в идеале должна быть минимальной.

Обратите внимание на мышечный тонус грудного ребенка. Так называемый повышенный тонус мышц (гипертонус в ручках и ножках) исчезает до 5-ти месяцев. Поводом для беспокойства является и пониженный тонус мышц, когда ребеночек вялый.

Упражнения

При необходимости вы также можете проводить лечение амблиопии в домашних условиях. Для этого необходимо использовать упражнения. Родители постоянно должны контролировать, чтобы рекомендации специалиста выполнялись регулярно. Вот три основные упражнения, которые помогут улучшить состояние малыша:

  • Необходимо стать возле окна. Вам следует закрыть здоровый глаз, а к больному приложить лист бумаги с текстом. Подносить текст необходимо до того момента, пока он не разберет, что на нем написано. Приближать и отодвигайте лист бумаги на протяжении 5 минут.
  • На электрическую лампу наклейте небольшой круг, который будет иметь диаметр в 7 мм. После этого нужно закрыть здоровый глаз и смотреть на лампу на протяжении 30 секунд. Затем нужно отводить свой взгляд на лист белой бумаги на стене.
  • Для этого упражнения потребуется настольная лампа. На нее следует надеть специальный колпак из черной бумаги. Отверстие, которое образуется во время этого этапа заклейте красной пленкой. Посадите малыша на расстояние в 40 см от лампы и направить его взгляд на красную точку. Упражнение выполняется на протяжении 3-х минут, и вы в свою очередь должны включать и выключать лампу каждые 3 секунды.

Это основные упражнения, которые можно использовать. Перед тем как выполнить лечение ленивого глаза у детей пройдите консультацию у специалиста.

Надеемся, что эта статья вам поможет и вы узнаете, как можно без труда избавить ребенка от амблиопии. Единственное, что вам необходимо помнить, так это про своевременное обращение к специалистам.

На улице солнечная
погода. Солнечный зайчик заглянул тебе
в глаза – закрой их. Он побежал дальше
по лицу, нежно погладь его обеими ладонями
на лбу, на носу, на щеках, на губах, на
подбородке, поглаживай голову, шею,
руки, ноги.

Он забрался на
живот – погладь его. Солнечный зайчик
– озорник, он ласково касается тебя.
Отлично! Вы подружились с ним. Глубоко
вздохнём, откроем глаза и улыбнёмся
друг другу.

Без паники!

Имейте в виду, что вышеуказанные состояния грудного ребенка – далеко не всегда являются симптомами ДЦП, поэтому преждевременно паниковать не стоит. Обратиться к врачу – естественно, самый лучший выход.

Учтите, что повышается риск возможного ДЦП в том случае, если имеются предрасполагающие факторы его возникновения. И хотя до конца так и не изучены причины возникновения ДЦП, но понятно одно: центральная нервная система формируется в утробе, поэтому существует много внешних факторов, которые влияют на ее развитие.

ДЦП может таки стать вашим диагнозом, если:

    Беременность протекала с осложнениями; Вы имели различные заболевания в первые месяцы беременности (ведь именно в этом периоде начинают формироваться нервные клетки); Вы болели хламидиозом, уреаплазмозом, микоплазмозом, герпесом. цитомегаловирусными инфекциями. которые могли навредить головному мозгу плода; Ваши роды были тяжелыми, и они проявлялись длительным кислородным голоданием малыша или травмами головки ребенка.

Естественно, это далеко не полный список причин и признаков ДЦП у грудного ребенка. Однако именно на эти состояния следует обратить внимание уже в грудном возрасте вашего малыша и обратиться к хорошему детскому невропатологу. Диагностировать ДЦП может только специалист, а уж тем более оказать медицинскую помощь.

Дети с ДЦП – это не приговор, поэтому даже если именно ваш малыш страдает этим недугом, ни в коем случае не опускайте руки. Терпения вам!

Специально дляmalutka.net — Таня Кивеждий

XIII. Конструирование из геометрических фигур, разных по цвету, форме, размеру. Взаимное расположение частей одного предмета.

«В лесу у пня
суетня, беготня.

Народ рабочий,
весь день хлопочет» (муравей).

  1. Демонстрация
    объекта восприятия.

Возьмите
лупу и рассмотрите живого муравья в
пробирке (рассматривание
реального муравья)

  1. Описание
    внешнего вида муравья по плану
    (ответы
    краткие)

  • Н

    азови цвет муравья

  • Какой он по
    величине?

  • Назови форму тела

  • Из каких частей
    состоит тело? Как эти части расположены?

  • Как передвигается?

  1. Выделение
    отличительных признаков насекомых


К какой группе животных относится
муравей? (к
насекомым)


Внимательно рассмотрите модели насекомых.
(Демонстрация
моделей насекомых – пчелы, кузнечика,
бабочки, муравья, паука, майского жука,
божьей коровки).


Назовите их отличительные признаки.
(Членистоногие, тело разделено на голову,
грудь, брюшко, 3 пары ног).

– Скажите, а кто
здесь лишний и почему? Паук не насекомое,
потому что у него 8 ног.

-Узнайте и покажите
муравья среди других насекомых.

– Найдите и покажите
пчелу.


Рассмотрите пчелу и муравья. По каким
признакам их можно сравнить (по
величине, по цвету, по форме тела)?

-Чем
они отличаются? (размером,
цветом).

-Чем
похожи? (формой
и строением тела). Пчела
и муравей внешне не похожи, но все-таки
они родственники. Ваша задача доказать
это при сравнении.

  1. Составление
    сравнительного описания по алгоритму

    (алгоритм
    на столе у каждого ребёнка).


Вспомните, что значит сравнивать?
(находить,
чем похожи и чем отличаются).


Назовите правило сравнения
(сравниваем по одним и тем же признакам:
по цвету, форме, величине).

«Муравей и пчела
небольших размеров, но муравей меньше
пчелы. У них разная окраска: пчела чёрная
с жёлтым, а муравей бывает разного цвета:
рыжий, чёрный, красный, зелёный, жёлтый.
Яркая окраска этих животных называется
предупреждающей.

Муравей
отличается от пчелы тем, что у него между
грудью и брюшком имеется тонкий
соединяющий стебелёк, а у пчелы брюшко
сразу причленяется к груди. Этот стебелек
– различительный
признак
муравья, он отличает его от всех других
насекомых».


чем похожи пчела и муравей? (нахождение
сходства)

«Сходство
пчелы и муравья в том, что это жалящие
насекомые. Пчёлы жалят для защиты и
после укуса сразу погибают. Муравьи же,
кусая, выбрасывают муравьиную кислоту
из заднего отдела брюшка, которое
вызывает жжение в ранке.

Строение тела
у них одинаковое. Тело пчелы, как и
муравья, состоит из трех частей: головы,
грудки и брюшка. На голове расположены
усики, которые служат для обоняния и
осязания предметов. У муравья, как и у
пчелы, 3 пары ног. Вывод: это существенные
признаки всех насекомых, следовательно,
пчела и
муравей родственники».

  1. Соотнесение
    модели, силуэтных и контурных изображений
    насекомых

Косоглазие у детей

-Мы
познакомились с реальным изображением
муравья и его моделью. А какие изображения
вы видите теперь? (даны
планшеты с цветовыми ориентирами и
карточки с различными силуэтами муравья).

Выполнение
заданий, направленных на развитие
зрительного восприятия:

  • Разложите карточки
    с силуэтами на планшете по цвету фона.
    Назовите цвета.

На каком контрастном
фоне вы различаете муравья хуже всего?

(чёрный
на фиолетовом).

  • А
    теперь внимательно рассмотрите эталон
    муравья (за
    эталон взят черный силуэт муравья).

    Спрячьте его на цветовом фоне, используя
    прием наложения.

  • Найдите зеркальное
    отражение эталона, используя прием
    приложения, положите рядом с эталоном.

  • В

    озьмите следующую карточку с
    наложенными изображениями. Узнайте и
    перечислите спрятавшихся насекомых.Найдите и переведите
    муравья через кальку поэтапно по моему
    указанию: сначала обведите голову, глаз
    и усы; затем грудку; стебелек, соединяющий
    грудку и брюшко; само брюшко; три пары
    ног. Какое изображение вы получили?
    (контурное).

  • А
    теперь в такой же последовательности
    нарисуйте рядом такого же муравья,
    только меньших размеров (поэтапное
    рисование муравья).

  1. А
    теперь зрительная
    гимнастика. Упражнение «Метка на
    стекле»
    .

На уровне глаз
метка диаметром 5 см. Дети стоят у окна
и представляют, что от метки полетела
вверх пчела, проследили за ней взором,
посмотрели вдаль, взгляд на метку, опять
вдаль.

Просмотр
фрагмента видеофильма
о жизни муравьёв в муравейнике
(продолжительность
3 минуты).
Беседа о просмотренном сюжете.


Просмотрев сюжет, что вы можете добавить
к описанию муравья? (у
муравьев есть королева, есть рабочие
муравьи, няни, стражники и т.д.).

Упражнения на
развитие зрительно-моторной координации
и прослеживающей функции глаз.

– Перед нами
муравейник в разрезе: где и из чего
строят муравьи свои дома?

– Из каких частей
состоит муравейник: покажите насыпную
часть, подземную?


А как устроен муравейник внутри? (из
ходов – лабиринтов и камер).

  • Назовите форму
    камер, прослеживая глазами «змейкой»
    сверху – вниз и слева – направо. Точка
    отсчета – трапециевидная камера….

  • Заселите
    муравьёв в подходящие по форме и размеру
    камеры, и вы узнаете, чем муравьи
    занимаются в муравейнике. (Дети
    вставляют окошки разной формы: круглой,
    квадратной, шестигранной, трапециевидной,
    прямоугольной. В окошках изображения
    королевы, стражников, нянь, инкубатора
    с яйцами).

    Королева откладывает яйца. Эти безглазые,
    безногие, белые личинки лежат в общей
    камере, куда им приносят еду. Выберите
    самый удобный путь для муравья,
    направляющегося с едой к царице, а затем
    и в инкубатор. Отметьте этот маршрут
    зелёной пунктирной линией точно
    посередине ходов – лабиринтов.

  • Чтобы развиваться,
    личинкам нужно тепло. Поэтому днем
    муравьи – няни переносят их в верхние
    этажи, а на ночь – в нижние этажи.
    Помогите муравью – няне перенести
    личинок на верхние этажи – проведите
    путь красным фломастером сплошной
    линией. Развившись, личинка ткет кокон
    и превращается внутри него в куколку,
    белую и мягкую, но очень похожую на
    муравья. Созрев, из куколки выходит
    муравей, такой, каким вы его увидели в
    начале урока!

Физминутка
со зрительной гимнастикой «Пальминг».

Разогреть ладони,
сложить их в форме чашечки и закрыть
ими глаза. Ладони плотно прижать к
переносице, нос свободно дышит, пальцы
одной руки перекрывают пальцы другой
руки на уровне лба. Под ладонями закрыть
глаза и медленно произнести: «Мне хорошо.

(Звучит музыка).

Причины развития

– Что нового вы
узнали о муравьях?

Косоглазие у детей

– Как вы думаете,
почему у муравьёв всё так хорошо
получается?

Потому что …
Муравьишки – торопыжки

Не лентяи, не
глупышки,

Друг за другом по
дорожке,

Тащат зёрнышки и
крошки.

Вот ячменное зерно!

Ох! Тяжёлое оно!

Нужно летом
потрудиться –

Всё зимою пригодится.

Муравью нельзя
лениться,

Муравей живёт
трудом.

И жучка, и гусеницу

Тащит в свой
подземный дом.

Как увидишь, что
спешит

Он своей дорогой,

Ты
его не обижай! Ты его не трогай!

Приложение 3

Зыкова О.С.,
учитель начальных классов

Цель:
формирование предметных представлений
о животных; распознавание контурных,
объемных, силуэтных изображений
животных.

Задачи:
– развивать память, внимание, мышление,
восприятие

(зрительное,
слуховое);


развивать логическое мышление;


развивать познавательную активность;


развивать навыки ориентировки в
пространстве


воспитывать коммуникативные навыки;


воспитывать аккуратность, терпение,
усидчивость при выполнении заданий.

силуэтное
изображение транспорта, маршрутный
лист и красный карандаш, записи песен,
музыки; игрушка кенгуру с детенышем,
изображения обезьянок, изображение
зверей на плоскости, объемные звери,
загадки на карточках,

клетки разных
размеров, фланелеграф, геометрическая
мозаика, образец фигуры “Жираф”,
бананы.

Ход
урока.

  • Ребята, я вас
    приглашаю в зоопарк. Он находится в
    Москве. Во время путешествия мы будем
    узнавать животных, рассматривать, как
    они выглядят, узнаем много нового.

Причины возникновения косоглазия могут быть и врожденного характера, и приобретенного.

Врожденные причины:

  1. Наследственные факторы. Если у близких родственников есть это заболевание, вероятность, что оно возникнет у ребенка, повышается.
  2. Генетические патологии, в числе которых синдром Дауна и черепно-лицевой дизостоз. Обе эти аномалии часто сопровождаются различными офтальмологическими нарушениями.
  3. ДЦП. Более 70% детей, страдающих этим заболеванием, имеют ту или иную степень выраженности косоглазия.
  4. Причины развития недуга

  5. Негативное влияние токсических веществ на плод в процессе беременности. К ним относятся медикаменты, которые не следует применять при вынашивании ребенка (некоторые антибиотики, антидепрессанты, препараты с литием и другие), наркотики, алкогольные напитки.
  6. Раннее начало родовой деятельности. Ребенок рождается с низкой массой тела и может иметь различные нарушения.
  7. Гидроцефалия. При этом нарушении отекают диски зрительных нервов, наблюдаются другие отклонения в развитии.
  8. Врожденные глазные патологии, например катаракта, при которой зрение ухудшается, а глаза косят.

Приобретенные причины:

  1. Влияние различных нарушений зрения, в числе которых близорукость, астигматизм, дальнозоркость. При этих заболеваниях ребенок усиленно фокусируется на предмете, который рассматривает, что провоцирует развитие косоглазия. При дальнозоркости глаза расходятся в разные стороны, а при близорукости сходятся.
  2. Интенсивные нагрузки на глаза и сильные стрессы. Они могут в сочетании с другими предрасполагающими факторами спровоцировать развитие этого нарушения.
  3. Инфекционное поражение. Косоглазие может развиться как осложнение после остро протекающей инфекции (корь, ветрянка, скарлатина и другие).
  4. Другие заболевания. Например, ревматоидный артрит, при котором часто поражаются глаза.

У детей старшего возраста косоглазие может развиться под влиянием следующих факторов:

    Приобретенные причины развития
  1. Приобретенная катаракта. Также часто сопровождается развитием дополнительных зрительных нарушений.
  2. Лейкома. Приводит к снижению зрения и развитию косоглазия у детей.
  3. Оптическая нейропатия. Зрительный нерв перестает выполнять свои функции, и глаз может начать косить.
  4. Инсульт. У детей инсульты происходят нечасто, а их последствия могут включать множество различных нарушений зрения.
  5. Новообразования в глазном яблоке, при которых одним из симптомов является появление косоглазия.
  6. Травматические повреждения головы. Одна из наиболее частых причин развития отклонения.
  7. Осложнения из-за менингита. Из-за мозгового отека могут пострадать глазные нервы. Если отек давит на них продолжительное время, развивается косоглазие и другие зрительные нарушения.
  8. Миастения (также может быть врожденной). Аутоиммунная болезнь, поражающая мышечную систему. Глазные мышцы также могут пострадать.

К числу первопричин, провоцирующих развитие амблиопии
у детей, относят:

  • косоглазие;
  • изменения роговицы глаза, ее помутнение;
  • катаракту врожденного характера;
  • деформацию стекловидного тела глаза;
  • гемофтальму.

Существуют определенные факторы, повышающие риск развития недуга
. Это:

  • задержки в психическом развитии ребенка;
  • заболевания, передающиеся по наследству (например, синдром Бенче и Кауфмана, офтальмоплегия).

Амблиопия (греч. амблюс — тупой, опсис — зрение) — функциональное снижение зрения — отмечается у большинства больных содружественным косоглазием.

По литературным данным, амблиопия при косоглазии наблюдается в 75-87% случаев, (Л.И. Сергиевский, А.В. Цвик, А. Бангертер, Е.Т. Ткаченко, Э.С.Аветисов), по нашим данным-в 70%.

При сходящемся косоглазии она отмечается чаще (в 2/3 случаев), чем при расходящемся (в половине случаев).

Амблиопия косящего глаза — одно из главных препятствий на пути восстановления бинокулярного зрения. Борьба с амблиопией нередко приобретает решающее значение в исходе функционального лечения косоглазия.

Амблиопия при косоглазии чаще бывает на одном косящем глазу, но может касаться в разной степени обоих глаз. По происхождению амблиопия при косоглазии является дисбинокулярной, развивающейся в результате тормозного процесса в корковом отделе косящего глаза.

Но так как косоглазие очень часто возникает на фоне значительных аномалий рефракции и анизометропии, то амблиопия в этих случаях носит смешанный характер — дисбинокулярный и рефракционный.

В случаях анизометропии и астигматизма амблиопия развивается на глазу с худшей рефракцией.

Амблиопией косящего глаза считают понижение его остроты зрения, в сравнении с ведущим, на 0,2 — 0,3 без видимых для этого причин.

Аветисов (1968) предложил клиническую классификацию амблиопии, в которой учитывается степень понижения остроты зрения и состояние зрительной фиксации.

Степени амблиопии

В зависимости от понижения остроты зрения он различает амблиопиюслабой степени (острота зрения с коррекцией 0,8 — 0,4),средней (0,3 — 0,2),высокой (0,1 — 0,05)

очень высокой степени (0,04 и ниже).

По состоянию зрительной фиксации Э.С. Аветисов выделяет следующие разновидности амблиопии:1) амблиопия с правильной (центральной) фиксацией;2) амблиопия с неправильной фиксацией, в том числе: а) с перемежающейся фиксацией; б) с устойчивой нецентральной фиксацией; в) с неустойчивой нецентральной фиксацией;

3) амблиопия с отсутствием зрительной фиксации.

Неправильная зрительная фиксация может быть парафовеолярной, макулярной, парамакулярной и периферической.

Состояние зрительной фиксации имеет большое значение для определения прогноза и рациональной тактики лечения дисбинокулярной амблиопии. По мнению Э.С. Аветисова, амблиопия с нецентральной фиксацией — качественно новый вид амблиопии, который значительно труднее поддается устранению и в большинстве случаев требует применения специальных методов лечения.

Диагностика состояния зрительной фиксации проводится при помощи большого безрефлексного офтальмоскопа с затеняющим шариком. Для определения места локализации неправильной фиксации Э.С. Аветисовым (1968) введена в БО специальная тангенциальная шкала (рис. 13).

Рис. 13. Тангенциальная шкала для определения места зрительной фиксации.

Исследование состояния зрительной фиксации на БО удается лишь у детей старше 5-6 летнего возраста.У детей более младшего возраста зрительная фиксация определяется при помощи зеркального офтальмоскопа и офтальмоскопической лупы 13.

Рис.14. Лупа с шариком для определения состояния фиксации.

Исследование зрительной фиксации на амблиопичном глазу проводится при расширенном зрачке и закрытии второго глаза.

Потеря центральной фиксации при дисбинокулярной амблиопии наблюдается, в основном, у детей с врожденным или рано появившемся косоглазием при запоздалом начале лечения. Это еще раз подтверждает необходимость раннего проведения лечебных процедур, предупреждающих появление такого серьезного осложнения.

Помимо снижения остроты зрения и нарушения центральной фиксации, на амблиопичном глазу могут наблюдаться и другие монокулярные зрительные расстройства: ослабление аккомодации, нарушение цветоощущения, пупилломоторной возбудимости, контрастной чувствительности, темповой адаптации.

Harms (1938) и Орреl (1960) эти нарушения объясняют распространением тормозного процесса из корковых отделов на сетчатку амблиопичного глаза.

Торможение колбочкового аппарата сетчатки авторы считают непосредственной причиной амблиопии и сопровождающих ее феноменов. И.В.

Аветисов (1977) высказывает предположение, что в основе тяжелой амблиопии, слабо поддающейся лечению, лежит морфологическое недоразвитие зрительной системы при раннем развитии монолатерального косоглазия, вторичные структурные изменения при длительной недеятельности постоянно косящего глаза или органические дефекты в зрительно-нервном аппарате, возникшие еще до косоглазия и послужившие его причиной.

выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter

Причины возникновения

Сходящееся косоглазие у ребенка могут вызывать следующие причины:

  • врожденное (непостоянное) косоглазие – может присутствовать с рождения или возникнуть в первые месяцы жизни. Причины заключаются во внутриутробных процессах; инфекционных болезнях матери или последствиях микроскопического кровоизлияния;
  • нарушения остроты зрения (аметропия), причины – дальнозоркость, близорукость, астигматизм;
  • следствие нарушений работы ЦНС ребенка, причины – детский церебральный паралич, гидроцефалия;
  • приобретенное (амблиопия) – перенесенные болезни: дифтерия, корь, грипп, краснуха;
  • последствия испуга или сильного стресса;
  • травмы, переломы, ушибы.

Иногда родителей жутко пугают диагнозы амблиопия, сходящее или мнимое косоглазие у детей до года, хотя такие явления временные и обусловлены незрелостью зрительного аппарата, проводящих каналов и нервных окончаний.

Согласно современным представлениям детский церебральный паралич возникает в результате воздействия на ЦНС ребенка различных повреждающих факторов, обуславливающих неправильное развитие или гибель отдельных участков головного мозга.

Причем действие этих факторов происходит в перинатальном периоде, т. е. до, во время и непосредственно после рождения ребенка (первые 4 недели жизни). Основное патогенетическое звено в формировании детского церебрального паралича — это гипоксия, к развитию которой и приводят различные причинные факторы ДЦП.

В первую очередь при гипоксии страдают те участки головного мозга, которые отвечают за поддержание равновесия и обеспечение двигательных рефлекторных механизмов. В результате возникают типичные для ДЦП расстройства мышечного тонуса, парезы и параличи, патологические двигательные акты.

К факторам риска развития ДЦП, влияющим на ребенка в период родов, относятся: тазовое предлежание плода. стремительные роды. преждевременные роды, узкий таз. крупный плод. чрезмерно сильная родовая деятельность.

затяжные роды, дискоординированная родовая деятельность. длительный безводный период перед родами. Лишь в некоторых случаях родовая травма является единственной причиной возникновения детского церебрального паралича.

Основными факторами риска появления ДЦП в послеродовом периоде являются асфиксия и гемолитическая болезнь новорожденного. Приводящая к ДЦП асфиксия новорожденного может быть связана с аспирацией околоплодных вод, различными пороками развития легких.

патологией беременности. Более частая послеродовая причина возникновения ДЦП состоит в токсическом поражении мозга при гемолитической болезни, развивающейся в результате несовместимости крови или иммунологического конфликта плода и матери.

Амблиопия – состояние, при котором у ребенка снижается острота зрения, и патология не поддается коррекции с помощью офтальмологических инструментов. Симптом может проявляться на одном глазу или сразу двух органах зрения.

У здорового человека бинокулярное зрение, то есть визуальное восприятие каждого глаза соединяется воедино, дает возможность четко видеть предмет. При амблиопии данный процесс становится невозможным, пациент не может полноценно рассмотреть ту или иную вещь, определить расстояние до предмета или человека.

Синдром «ленивого глаза» – именно так в народе называют этот диагноз – может возникать по нескольким причинам:

  • расстройства нервной системы, в том числе нистагм, непроизвольное подергивание глаз высокой частоты;
  • опущение верхнего века;
  • косоглазие;
  • ассиметричная близорукость или дальнозоркость с разницей между глазами более чем в 3 диоптрии;
  • нарушение преломления световых лучей в сетчатке глаза, астигматизм (см. также: );
  • изменение состояния хрусталика или роговицы глаза;
  • патология восприятия цвета.

Дети, находящиеся в группе риска развития патологии:

  • недоношенные малыши;
  • с генетической предрасположенностью к офтальмологическим заболеваниям;
  • больные ДЦП;
  • с отставанием в умственном развитии;
  • лица с анизометропией;
  • умеющие врожденную катаракту.

Ленивый глаз у детей возникает из-за патологии, которая будет препятствовать попаданию солнечных лучей на сетчатку. Со временем возникает вторичное проявление. Первичное проявление также может возникнуть и без видимых причин на одном или обеих глазах. Если он столкнулся с этой проблемой, тогда в дальнейшем у него возникнет:

  1. Значительное снижение остроты зрения.
  2. Расстройство бинокулярного зрения.
  3. Возникновение неправильной фиксации.

В этом случае необходимо выполнить лечение амблиопии у детей. В зависимости от причины возникновения заболевание разделяется на следующие виды:

  • Обскурационная
    . Развивается во время помутнения роговицы или при врожденном помутнении хрусталика. Основной характеристикой считается то, что при несвоевременной ликвидации происходит помутнение или снижение зрения, которое практически невозможно остановить.

Обскурационная амблиопия развивается во время помутнения роговицы

  • Рефракционная
    . Она проявляется в результате длительного отсутствия коррекции гиперметропии или астигматизма.
  • Анизометропическая
    . Ее развитие будет происходить на фоне анизометропии, которая будет иметь высокую степень. Если заболевание будет выраженным, тогда в дальнейшем оно не будет поддаваться коррекции. При этом мозг просто выключит худший глаз из работы.

Развитие анизометропической амблиопии происходит на фоне анизометропии

  • Дисбинокулярная
    . Возникновение происходит на косящем глазу. При этом мозг самостоятельно отключит этот глаз, так как он мешает нормальной работе.

Дисбинокулярная амблиопия возникает на косящем глазу

В последнее время офтальмологи выделяют еще один вид, к которому можно отнести истерическую амбиопию.

Амблиопия у детей представляет собой стойкое, протекающее без наличия каких-либо видимых изменений глазного дна, и неподдающееся коррекции, снижение центрального зрения.

В данном случае изменения происходят в зрительной коре мозга. При этом замедляется развитие отвечающих за зрение участков нервной системы. А потому терапия данного заболевания весьма затруднительна, а порой и безрезультатна.

В норме световые лучи, попадая в глаз, фокусируются на симметричных участках сетчаток, что способствует адекватному восприятию образов.

Если в результате чего-либо лучи не попадают на сетчатку или же фокусируются на несимметричных участках, восприятие информации нарушается и развивается амблиопия. Второе ее название – «синдром ленивого глаза», т.к. при данной патологии один глаз обычно не работает, и вся нагрузка ложится на другой.

Причины амблиопии у детей могут быть различными. Та или иная имеющаяся в глазу патология так или иначе препятствует попаданию лучей на сетчатку, что в конечном итоге заканчивается ленивым глазом.

Это так называемая вторичная амблиопия, помимо которой существует ещё и первичный вариант заболевания, развивающийся в одном или обоих глазах без видимых тому причин.

Имеется также и такое понятие, как врожденная амблиопия.

В зависимости от того какая именно причина привела к развитию данного недуга выделяют несколько его видов.

Обскурационная амблиопия, как правило, развивается при наличии бельма (т.е. помутнения роговицы). Также ее возникновение можно ожидать при таком состоянии как врождённое помутнение хрусталика. Возможно появление такого варианта заболевания и при птозе (опущение века).

В данном случае характерным является то, что в результате несвоевременного устранения указанных причин у больного сохраняется сниженное зрение, трудно поддающееся восстановлению. А иногда его и вовсе не представляется возможным восстановить.

Рефракционная амблиопия формируется как результат продолжительного отсутствия коррекции таких состояний как дальнозоркость или астигматизм.

Собственно говоря, у детей амблиопия и астигматизм довольно часто сочетаются. Более того астигматизм в отношении рефракционной формы синдрома ленивого глаза является, пожалуй, главной причиной.

Рефракционная амблиопия у детей характеризуется тем, что из-за нечеткости изображения сетчатке одного глаза нарушается восприятие изображения симметричным участком сетчатки другого глаза. В результате одна из сетчаток как бы «выключается» из работы, другой же глаз берет на себя роль ведущего.

Анизометропическая амблиопия возникает при анизометропии высокой степени, представляющей собой состояние, при котором у каждого глаза отмечается разная рефракция (т.е. преломляющая сила).

Развитие болезни в данном случае происходит на том глазу, где анизометропия более выражена и не поддается коррекции.

Дисбинокулярная амблиопия развивается на косящем глазу, который «отключается» головным мозгом, дабы не мешать нормальному зрению.

Стоит отметить, что косоглазие и амблиопия у детей как бы вытекают друг из друга: косоглазие приводит к амблиопии, а она в свою очередь по мере прогрессирования усугубляет косоглазие.

Не стоит забывать о том, что существует и такой тип описываемого заболевания, как истерическая амблиопия. Не трудно догадаться, что развивается он при истерии.

Говоря о проявлениях данной болезни можно отметить, что она стоит на трех китах: при любой форме заболевания происходит снижение остроты зрения, возникает расстройство бинокулярного зрения, а также развивается неправильная фиксация (а в некоторых случаях она вообще отсутствует).

Необходимо сказать, что в зависимости от того насколько снижено зрение выделяют слабую степень болезни (зрение 0,4-0,8), среднюю степень заболевания (при которой зрение находится на уровне 0,2-0,3), а также высокую (острота 0,05-0,1) и очень высокую (зрение ниже 0,04) степени.

Амблиопия высокой степени у детей сопровождается косоглазием и нарушением зрительной фиксации.

Классификация ДЦП

В соответствии с местонахождением пораженного участка головного мозга в неврологии ДЦП классифицируют на 5 видов. Самой распространенной формой ДЦП является спастическая диплегия. По различным данным детский церебральный паралич этой формы составляет от 40 до 80% от общего числа случаев ДЦП.

В основе этой формы ДЦП лежит поражение двигательных центров, ведущее к развитию парезов, в большей степени выраженных в ногах. При повреждении двигательных центров только одного полушария возникает гемипаретическая форма ДЦП, проявляющаяся парезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.

Примерно в четверти случаев детский церебральный паралич имеет гиперкинетическую форму, связанную с повреждением подкорковых структур. Клинически данная форма ДЦП проявляется непроизвольными движениями — гиперкинезами.

усиливающимися при волнении или усталости ребенка. При нарушениях в области мозжечка развивается атонически-астатическая форма детского церебрального паралича. Эта форма ДЦП проявляется нарушениями статики и координации, мышечной атонией. На ее долю приходится около 10% случаев ДЦП.

Наиболее тяжелая форма ДЦП носит название двойная гемиплегия. В этом варианте детский церебральный паралич является следствием тотального поражения обоих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности, из-за которой дети не в состоянии не только стоять и сидеть, а даже самостоятельно держать голову.

Встречаются также смешанные варианты детского церебрального паралича, включающие клинические симптомы, характерные для разных форм ДЦП. Например, часто наблюдается сочетание гиперкинетической формы ДЦП со спастической диплегией.

Вторичная амблиопия может проявляться в том случае, если у ребенка ранее уже была выявлена и устранена какая – либо патология органов зрения.

Вторичная амблиопия бывает:

  1. Обскурационной
    . Данная патология проявляется вследствие заболеваний сетчатки глаз, когда данная структура не способна воспринимать изображение. Возникает на одном или обоих глазах.
  2. Неврогенной
    . Возникает вследствие патологии зрительного нерва.
  3. Макулопатической
    . Возникает после перенесенных заболеваний сетчатки глаза (в частности, ее центральной и парацентральной зоны).
  4. Нистагмической
    , когда изображение не может четко фиксироваться в течении определенного времени в области сетчатки.
  5. Комбинированной
    , когда присутствуют проявления всех форм, указанных выше.

Заболевание может иметь различную степень выраженности симптомов:

  • легкая степень
    имеет бессимптомное течение. Диагностируется только во время осмотра у врача – офтальмолога. Острота зрения составляет около 0.8-0.4 диоптрий;
  • средняя степень
    (0.2-0.3 диоптрии) так же не проявляется снижением зрения. Выявляется при помощи специального офтальмологического оборудования;
  • высокая степень
    (0.1-0.05 диоптрий) сопровождается характерными проявлениями, ухудшением зрения;
  • крайне высокая степень
    (от 0.04 диоптрий) имеет выраженную клиническую картину, когда ребенок не может разглядеть изображение или какие – либо его детали.

III. Узнавание по силуэту.

  • Р

    ебята, посмотрите внимательно на
    фланелеграф. Что вы видите?

  • Как
    назовем эти предметы одним словом? (
    Транспорт).

  • Назовите
    транспорт, на котором мы можем поехать
    в Москву. (Самолет,
    поезд, машина).

  • Какой
    транспорт более скоростной?(
    самолет).

    Давайте полетим на самолете в Москву.

Диагностика ДЦП

При диагностике косоглазия применяются данные методы:

  • биометрические методы;
  • рефракция;
  • исследование глазных структур;
  • общий осмотр;
  • определение степени остроты зрения;
  • осмотр глазного дна;
  • тест с закрыванием одного глаза;
  • выявление степени выраженности косоглазия.

Параллельно собирается анамнез: были ли у ребенка травматические повреждения головы, какие заболевания он перенес, есть ли хронические болезни.

Если офтальмологические методы выявили паралитическое происхождение косоглазия, может быть показано проведение ЭЭГ, ЭНГ, миографии.

На основании результатов диагностики определяется индивидуальная тактика лечения.

Определить амблиопию, ее степень и форму может врач-офтальмолог. Специалист проведет комплексное обследование, в которое входит:

  • проверка остроты зрения;
  • исследования поля зрения;
  • измерение внутриглазного давления;
  • оценка цветового восприятия;
  • исследование состояния глаз с помощью щелевой лампы;
  • осмотр глазного дна.

Начальную степень развития амблиопии зрительно можно не заметить, поэтому врачом проводится ряд диагностических мероприятий

В затруднительных ситуациях врач может назначить УЗИ или МРТ. При косоглазии врач определит его угол. В некоторых случаях требуется консультация невролога.

Пока не существует специальных диагностических критериев детского церебрального паралича. Однако некоторые типичные для ДЦП симптомы сразу обращают на себя внимание педиатра. К ним относятся: низкий бал, выставляемый по шкале Апгар сразу же после рождения ребенка, аномальная двигательная активность, нарушения мышечного тонуса, отставание ребенка в психофизическом развитии, отсутствие контакта с матерью.

При подозрении на детский церебральный паралич необходим тщательный неврологический осмотр ребенка. В диагностике ДЦП также используются электрофизиологические методы обследования: электроэнцефалография.

электромиография и электронейрография. исследование вызванных потенциалов ; транскраниальная магнитная стимуляция. Они помогают дифференцировать ДЦП от наследственных неврологических заболеваний, проявляющихся на 1-ом году жизни (врожденной миопатии.

атаксии Фредрейха. синдрома Луи-Бар и др). Использование в диагностике ДЦП нейросонографии и МРТ головного мозга позволяют выявить сопутствующие ДЦП органические изменения (например, атрофию зрительных нервов.

Полная диагностика ДЦП может потребовать участия детского офтальмолога. детского отоларинголога. эпилептолога. детского ортопеда. логопеда и психиатра. При необходимости дифференцировать ДЦП от различных наследственных и обменных заболеваний применяются соответствующие генетические исследования и биохимические анализы.

IV. Ориентировка на плоскости (лабиринт).

  • Мы с вами оказались
    в аэропорту в Москве. И теперь нам нужно
    добраться до зоопарка. Но как?

  • У

    каждого из вас на краю парты лежит
    листок с маршрутом. Возьмите его,
    переверните и внимательно посмотрите.
    Место, в котором мы сейчас находимся,
    на карте изображено в верхнем правом
    углу. В левой стороне, посередине –
    зоопарк. Возьмите красный карандаш и
    проведите им путь, по которому мы доедем
    до зоопарка.(Звучит
    музыка).
    Молодцы! Мы все
    добрались до зоопарка. Листы с маршрутом
    положите на край парты.

(Выставляется
табличка с надписью “зоопарк”)

V.
Развитие неречевого слуха.
(Звучит запись “Зоопарк”).

– Послушайте
внимательно и скажите, какие животные
находятся в зоопарке.

– Звуки каких
животных вы услышали? (Обезьяны, слона
и др.)

Реабилитационное лечение ДЦП

К сожалению, пока детский церебральный паралич относится к неизлечимой патологии. Однако своевременно начатые, комплексно и беспрерывно проводимые реабилитационные мероприятия могут значительно развить доступные ребенку с ДЦП моторные, интеллектуальные и речевые навыки.

Благодаря реабилитационному лечению можно максимально компенсировать имеющийся при ДЦП неврологический дефицит, уменьшить вероятность появления контрактур и скелетных деформаций, научить ребенка навыкам самообслуживания и улучшить его адаптацию.

Наиболее активно развитие мозга, познавательный процесс, приобретение навыков и обучение происходят в возрасте до 8 лет. Именно в этот период при ДЦП необходимо прилагать максимальные усилия по реабилитации.

Программа комплексной реабилитационной терапии разрабатывается индивидуально для каждого больного ДЦП. Она учитывает локализацию и тяжесть поражения мозга; наличие сопутствующих ДЦП нарушений слуха и зрения, расстройств интеллекта, эпилептических припадков;

индивидуальные возможности и проблемы больного ДЦП ребенка. Наиболее затруднительно проведение реабилитационных мероприятий при сочетании ДЦП с нарушениями познавательной деятельности (в том числе в следствие слепоты или глухоты) и интеллекта.

Для таких случаев ДЦП разработаны специальные методики, позволяющие инструктору наладить контакт с ребенком. Дополнительные сложности в лечении ДЦП возникают у пациентов с эпилепсией, при которой активная стимулирующая терапия ДЦП может вызывать развитие осложнений.

Основу реабилитационного лечения при детском церебральном параличе составляют ЛФК и массаж. Важно, чтобы детям с ДЦП они проводились ежедневно. По этой причине родителям ребенка с детским церебральным параличом следует овладеть навыками массажа и проведения ЛФК.

В таком случае они смогут самостоятельно заниматься с ребенком в период между курсами профессиональной реабилитации ДЦП. Для более эффективных занятий ЛФК и механотерапии с детьми, страдающими детским церебральным параличом, в соответствующих реабилитационных центрах имеются специальные аппараты и приспособления.

Из последних разработок в этой области в лечении ДЦП нашли применение пневмокомбинизоны, фиксирующие суставы и обеспечивающие растяжение мышц, а также специальные костюмы, позволяющие при некоторых формах ДЦП выработать правильный двигательный стереотип и уменьшить спастику мышц.

К реабилитационным мероприятиям при ДЦП относятся также так называемые технические средства реабилитации: ортодезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Они позволяют компенсировать имеющиеся при ДЦП двигательные нарушения, укорочения конечностей и деформации скелета.

В рамках реабилитационного лечения детского церебрального паралича ребенку с дизартрией требуются логопедические занятия по коррекции ФФН или ОНР .

XIII. Конструирование из геометрических фигур, разных по цвету, форме, размеру. Взаимное расположение частей одного предмета.

  • Ребята,
    посмотрите, а вот и первая клетка с
    животным (рисунок
    с изображением кенгуру).
    Кто
    же это?

– Посмотрите внимательно и
скажите, кто находится в этой клетке.
( Кенгуру).

– По каким признакам
вы догадались, что это кенгуру?

VII.
Сообщение научной информации. (Рассказ
ученика о кенгуру).

«Кенгуру
живет в Австралии. Это – сумчатое животное.
Сумчатое – потому что на животе у кенгуру
находится сумка, глубокая складка кожи,
в которой
они носят детенышей.

Кенгуру
– крупное животное высотой до двух
метров,
передние лапы у него короткие, а задние
длинные.
Отталкиваясь задними лапами, кенгуру
мчится
огромными прыжками – до 12 метров в длину
и
до 3 метров в высоту.

Питается
кенгуру травой, овощами, выкапывает из
земли
корешки. От врагов спасается бегством.

Кенгуренок
рождается крошечным и целых полгода
сидит в сумке матери. Через 6 месяцев
малыш
впервые вылезает из своего уютного
гнездышка,
но при первой же опасности ныряет
обратно.
А еще через 2 месяца он окончательно
покинет
сумку матери». (Рассматривание
объемной игрушки кенгуру с детенышем).

– Что нового и
интересного вы узнали из рассказа?

(На фланелеграфе
выставляются изображение животных на
плоскости).

– Посмотрите
внимательно на фланелеграф и найдите
глазами фигуру того животного, которое
у вас на парте.

– По моей команде
вы подойдете к доске и возьмете фигуру
своего животного.

– Положите перед
собой. Сравните. Правильный ли вы сделали
выбор?

(Учитель выставляет
на фланелеграфе клетки для зверей).

– Посмотрите
внимательно на фланелеграф. Перед вами
пустые клетки.

– Мы должны посадить
всех зверей в клетки. По моей команде
вы будете выходить по одному, сажать
животное в клетку, объясняя свой выбор.
( Ответы детей.)

-Мы с вами всех
животных посадили в клетки, и теперь
пора возвращаться в школу.

Физкультминутка.

– Давайте вспомним,
каких обезьянок мы видели и что они
делали.

Славные качели
– дикие лианы.

Это с колыбели
знают обезьяны.

Кто весь век
качается – да, да, да,

Тот не огорчается
– никогда!

(Звучит музыка).

Физиотерапевтическое лечение и анималотерапия ДЦП

Применяемые в лечении детского церебрального паралича методы физиотерапевтического воздействия прекрасно сочетаются с ЛФК и массажем. Хорошо зарекомендовали себя при ДЦП оксигенобаротерапия. электростимуляция нервов и мышц, лекарственный электрофорез. грязелечение.

тепловые процедуры и водолечение. Применение при детском церебральном параличе общих ванн с теплой водой уменьшает выраженность гиперкинезов и снижает мышечный тонус при спастике. Из водных процедур при ДЦП назначаются хвойные. кислородные. радоновые. скипидарные и йодобромные ванны, фитованны с валерианой.

Относительно новым способом терапии детского церебрального паралича является анималотерапия — лечение посредством общения больного с животным. К наиболее распространенным методикам анималотерапии ДЦП на сегодняшний день относятся иппотерапия ДЦП (лечение с использованием лошадей) и дельфинотерапия ДЦП.

благоприятная эмоциональная атмосфера, установление особого контакта между больным ДЦП и животным, стимуляция мозговых структур через насыщенные тактильные ощущения, постепенное расширение речевых и двигательных навыков.

Социальная адаптация при ДЦП

Не смотря на значительные двигательные нарушения, многие имеющие детский церебральный паралич дети могут быть успешно адаптированы в обществе. Огромную роль в этом играют родители и родные ребенка с ДЦП.

Но для эффективного решения этой задачи им необходима помощь специалистов: реабилитологов. психологов и коррекционных педагогов. непосредственно занимающихся детьми с ДЦП. Они работают над тем, чтобы ребенок с ДЦП максимально освоил доступные для него навыки самообслуживания, приобрел соответствующие его возможностям знания и умения, постоянно получал психологическую поддержку.

Социальной адаптации при диагнозе детский церебральный паралич в большой степени способствует занятия в специализированных детсадах и школах, а в дальнейшем в специально созданных обществах. Их посещение расширяют познавательные возможности, дают ребенку и взрослому с ДЦП возможность общаться и вести активную жизнь.

При отсутствии нарушений, значительно ограничивающих двигательную активность и интеллектуальные возможности, взрослые люди с ДЦП могут вести самостоятельную жизнь. Такие пациенты с ДЦП успешно трудятся и могут создать свою семью.

Прогноз

Существует ряд правил, соблюдение которых поможет исправить сходящее содружественное косоглазие у детей, а также детей дошкольного возраста и школьников:

  • чтобы избежать направленного в одну точку взгляда, не рекомендуется вешать возле кроватки ребенка любого возраста предметы привлекающие внимание. Оптимально, если к кроватке будет доступ со всех или хотя бы нескольких сторон;
  • чтобы предотвратить дальнозоркость и мнимое косоглазие, погремушки в коляске должны висеть на расстоянии вытянутой руки малыша;
  • необходимо обеспечить равномерную нагрузку на глаза ребенка, после чего мозг сможет равномерно обрабатывать поступающие извне сигналы;
  • знакомство малыша с телевизором должно состояться в возрасте не ранее 3 лет с обязательным ограничением времени у экрана;
  • не допускается просмотр телевизора лежа: для этого можно подложить подушку и принять полусидящую позу;
  • нужно тщательно следить за правильностью осанки, особенно за рабочим столом. Дети, у которых нарушена осанка, имеют привычку низко наклоняться над столом, результатом чего может стать амблиопия и дальнозоркость;
  • проверить и исключить из библиотеки школьника литературу с мелким шрифтом;
  • мелкие картинки и шрифты в мониторе излишне перегружают глазные мышцы, поэтому общение с компьютером начинать не ранее 8 лет;
  • при наличии наследственного фактора, регулярное прохождение осмотров у врача-офтальмолога – обязательно;
  • по возможности оберегать ребенка от стрессов и душевных травм.

Если это не мнимое косоглазие, пускать течение болезни на самотек нельзя. Чем раньше начать лечить ее признаки и делать специальные упражнения, тем лучше.

Источник

Единственная мера профилактики амблиопии – это своевременное лечение офтальмологических заболеваний и регулярный осмотр педиатра. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее восстановится острота зрения.

Не забывайте контролировать время нахождения ребенка перед телевизором, компьютером или смартфоном. Чаще гуляйте на свежем воздухе, поддерживайте здоровье с помощью витаминов, содержащихся в свежих фруктах и овощах.

Следует сразу же сделать акцент на том, что амблиопия не является патологией глаза. Поводом для снижения зрения у малыша является нарушение развития зрительного аппарата. Вследствие того, что картинка, передаваемая в мозговой центр от одного глаза намного отличается от картинки, передаваемой по зрительному нерву от другого глаза.

Несоответствие картинок не позволяет мозгу составить единый образ, в результате чего он начинает воспринимать информацию только от одного глаза. В результате второй глаз начинает “лениться”, так как не задействован в зрительный процесс.

Хорошая новость – процесс обратимый. Есть возможность восстановить зрительную функцию “ленивого” глаза. Самая большая опасность заключается в том, что распознать болезнь на ранних сроках не всегда получается Дело в том, что малыш еще не понимает, что означает – “видеть хорошо”, а родители могут не подозревать о наличии патологии.

Таким образом, можно утверждать, что основной причиной развития амблиопии, является косоглазие. Хотя косоглазие может быть также следствием недуга. Немалую роль в возникновении заболевания играет наследственность. Если в роду есть родственники с косоглазием, то вероятность амблиопии у малыша несколько выше

Основным направлением профилактики заболевания является своевременное профилактическое обследование малышей, находящихся в группе риска. Уже с первых дней жизни малыши должны начать регулярное диспансерное обследования и продолжать его до достижения ими 8-ми лет.

Также рекомендовано вовремя устранять обнаруженное помутнение хрусталика глаза, косоглазие, нистагама и пр. Точное выполнение предписаний лечащего врача помогут полностью восстановить зрение и избежать осложнений.

Прогноз выздоровления зависит, прежде всего, от степени заболевания
(понятно, что амблиопия легкой степени лечится более быстро и эффективно, нежели тяжелая форма заболевания), а также возраст ребенка.

У детей до 12 лет зрительный аппарат еще не сформирован, следовательно, зрение лучше поддается коррекции
.

Это позволит вовремя выявить и устранить патологии, которые могут спровоцировать развитие амблиопии, а также вылечить данное заболевание на ранней стадии его развития, когда характерные симптомы недуга еще никак не проявляются.

Проблемы со зрением – опасное явление для ребенка,
отрицательно сказывающееся на качестве его жизни. Зачастую, вовремя выявить данные проблемы не удается, ввиду отсутствия характерной симптоматики.

Однако, профилактические осмотры у офтальмолога способны разрешить эту ситуацию. Если же амблиопию не лечить, это может повлечь за собой полную потерю зрения,
и, как следствие инвалидность.

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от формы ДЦП, своевременности и беспрерывности проводимого реабилитационного лечения. В некоторых случаях ДЦП приводит к глубокой инвалидности.

Но чаще стараниями медиков и родителей ребенка с ДЦП удается до определенной степени компенсировать имеющиеся нарушения, поскольку растущий и развивающийся головной мозг детей, в том числе и ребенка с ДЦП, обладает значительным потенциалом и гибкостью, благодаря которым здоровые участки мозговой ткани могут брать на себя функции поврежденных структур.

Профилактика ДЦП в дородовом периоде состоит в корректном ведении беременности. позволяющем вовремя диагностировать угрожающие плоду состояния и предупредить развитие гипоксии плода. В последующем важное значение для профилактики ДЦП имеет выбор оптимального способа родоразрешения и правильное ведение родов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector