Косоглазие — Сайт доктора гомеопата Соляра Алексея

1.1. Определение понятия «амблиопия». Виды амблиопии. Амблиопия при содружественном косоглазии

Под
амблиопией понимают различные по
происхождению формы понижения остроты
зрения, причиной которого являются
функциональные нарушения (Э.С. Аветисов,
Е.И. Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Различают
следующие виды амблиопии: дисбинокулярная,
обскурационная, рефракционная,
истерическая (Э.С. Аветисов, Е.И.
Ковалевский, А.В. Хватова, 1987).

Дисбинокулярная
амблиопия возникает вследствие
расстройства бинокулярного зрения.
Понижение зрения развивается вследствие
косоглазия. Дисбинокулярная амблиопия
может быть двух видов: амблиопия с
правильной (центральной) фиксацией
(фиксирующий участок – центральная ямка
сетчатки) и амблиопия с неправильной
(нецентральной) фиксацией (фиксирующим
становится любой другой участок
сетчатки).

Обскурационная
амблиопия развивается в результате
помутнений оптических сред глаза
(катаракты, помутнений роговицы),
преимущественно врожденных или рано
приобретенных. Диагноз ставится, если
низкое зрение сохраняется, несмотря на
устранение помутнений и отсутствие
анатомических изменений в заднем отделе
глаза (после эксракции катаракты).

Рефракционная
амблиопия – понижение зрения возникает
вследствие аномалий рефракции, которые
в данный момент не поддаются коррекции.
При ношении правильно подобранных очков
постепенно острота зрения может
повыситься, вплоть до нормальной.

Причиной возникновения этого вида
амблиопии является постоянное и
длительное проецирование на сетчатку
глаза неясного изображения предметов
внешнего мира при высокой дальнозоркости
и астигматизме (В.П. Жохов, И.Л. Кормакова,
Л.И. Плаксина, 1989).

Анизометропия
— неодинаковая рефракция обоих глаз,
в результате которой наблюдается
неодинаковая величина изображения
предметов на сетчатках обоих глаз. Это
препятствует слиянию обоих изображений
в один зрительный образ.

Косоглазие

Истерическая
амблиопия возникает внезапно, чаще
всего после какого-либо аффекта.
Функциональные расстройства на почве
истерии могут принимать характер
ослабления или потери зрения. Эта форма
амблиопии встречается довольно редко.

Все виды амблиопии
по степени остроты зрения делятся на
слабую (острота зрения 0,8—0,4), среднюю
(острота зрения 0,3— 0,2), высокую (острота
зрения 0,1—0,05), очень высокую (острота
зрения 0,04 и ниже) степени.

Амблиопия при
содружественном косоглазии встречается
более чем в 2/3 случаев и является его
следствием. Вместе с тем она сама может
быть причиной косоглазия. Это происходит
в тех случаях, когда один глаз имеет
значительное снижение остроты зрения
(до 0,3—0,4 и ниже), при котором невозможно
слияние изображений.

Термин
«косоглазие» объединяет различные по
происхождению и локализации поражения
зрительной и глазодвигательной систем,
вызывающие периодическое или постоянное
отклонение (девиацию) глазного яблока.
Различают мнимое, истинное косоглазие
(В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина,
1989).

Мнимое
(кажущееся) косоглазие – оптическая ось
глаза, проходящая через центр роговицы,
не совпадает со зрительной осью, которая
соединяет центральную ямку сетчатки с
рассматриваемым объектом (точка
фиксации).

Между ними образуется угол
гамма – положительный или отрицательный.
В первом случае зрительная ось пересекает
роговицу кнутри, во втором — кнаружи
от центра. При большом угле гамма
отклонение глазных яблок и создает
впечатление о наличии косоглазия.

Чаще
встречается мнимое расходящееся
косоглазие, связанное с положительным
углом гамма. При мнимом косоглазии,
кажется, что косят оба глаза одновременно
к носу или к виску. Ложное представление
о наличии косоглазия может быть
обусловлено особенностями строения
лицевого черепа.

Гетерофория
или скрытое косоглазие. Ортофорией
называется идеальное мышечное равновесие
обоих глаз. Если при ортофории разобщить
оба глаза (путем прикрывания одного из
них ладонью или заслонкой), то глаза
сохранят симметричное положение.

Значительно
чаще, чем ортофория, встречается
гетерофория, при которой сила
глазодвигательных мышц неодинакова.
Это обусловлено анатомическими и
нервными факторами (особенности положения
глазных яблок в глазнице, тонус
глазодвигательных мышц и т.д.).

В обычных
условиях нарушение мышечного равновесия
себя не проявляет. Если же выключить
один глаз из акта зрения (закрыть его
ладонью), то он отклонится в сторону
мышц с более высоким тонусом, а при
включении вновь возвратится в прежнее
положение (установочное движение).

При
скрытом косоглазии зрительная работа
на близком расстоянии требует большего,
чем обычно, нервно-мышечного напряжения,
чтобы преодолеть тенденцию к отклонению
одного из глаз. При этом могут даже
возникать жалобы на головную боль,
тошноту, быструю утомляемость, переходящую
в диплопию (двоение).

Возникновению
указанных явлений способствуют общие
заболевания и ослабленное состояние
организма, умственное переутомление,
длительная зрительная работа на близком
расстоянии. Диагноз гетерофории основан
на исключении условий для бинокулярного
зрения. В отличие от истинного косоглазия
при гетерофории сохраняется бинокулярное
зрение.

Таким
образом, ни мнимое косоглазие, ни в
большинстве случаев гетерофория не
являются патологией. К патологии
относится лишь истинное косоглазие.

Истинное косоглазие

Истинное
косоглазие подразделяют на содружественное
и паралитическое (В.П. Жохов, И.А. Кормакова,
Л.И. Плаксина, 1989).

Содружественное
косоглазие характеризуется постоянным
или периодическим отклонением одного
из глаз от совместной точки фиксации и
нарушением функции бинокулярного
зрения. Подвижность глаз во всех
направлениях при этом свободна, угол
отклонения правого и левого глаз равен
как по величине, так и по направлению;
косит чаще один глаз или оба глаза
поочередно.

Косоглазие
является не только косметическим
дефектом, влияющим на психику и
формирование характера детей, но и
сопровождается большим функциональным
недостатком. Ввиду отсутствия бинокулярного
зрения наблюдается ограничение в
восприятии внешнего мира, движении и
ориентировке в пространстве.

Среди
причин возникновения косоглазия наиболее
частыми являются врожденные и приобретенные
заболевания центральной нервной системы,
общие детские и инфекционные заболевания,
травмы в период новорожденности, а также
многие патологические процессы,
сопровождающиеся значительным снижением
зрения и слепотой.

Предлагаем ознакомиться  Лечение косоглазия за рубежом

В
зависимости от того, в какую сторону
отклонен глаз, различают внутреннее
или сходящееся и наружное или расходящееся
косоглазие, а также косоглазие кверху
и книзу, В ряде случаев может быть
одновременно горизонтальное и вертикальное
отклонение глаз.

Сходящееся
косоглазие (глаз косит в сторону носа)
встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся.
Оно в 70—80% случаев сочетается с
дальнозоркой рефракцией. Поэтому принято
считать, что не-корригированная
дальнозоркость является фактором,
способствующим возникновению сходящегося
косоглазия.

Расходящееся
косоглазие сопровождается примерно в
60% случаев близорукой рефракцией. Есть
основания полагать, что близорукость
может быть одним из факторов, способствующих
возникновению расходящегося косоглазия.

Косоглазие
бывает односторонним (монолатеральным)
— косит постоянно один глаз — и
двусторонним (альтернирующим) —
попеременно косят оба глаза. При
альтернирующем косоглазии зрение, как
правило, достаточно высокое и одинаковое
в обоих глазах.

Монолатеральное косоглазие
сложнее альтернирующего, так как при
нем в результате постоянного отклонения
одного глаза, отсутствия фузии довольно
быстро развивается выраженная амблиопия.
Поэтому в процессе лечения необходимо
«перевести» монолатеральное косоглазие
в альтернирующее.

Кроме
того, различают косоглазие аккомодационное,
частично аккомодационное и неаккомодационное.
Данное деление зависит от состояния
аккомодации (аккомодация — это способность
глаза видеть хорошо и вдали, и вблизи).

Возникновение аккомодационного
косоглазия обусловлено некорригированной
близорукостью или дальнозоркостью. Оно
исчезает с помощью оптимальной очковой
коррекции. Частично аккомодационное
косоглазие характеризуется тем, что в
отличие от аккомодационного не полностью
исправляется очковой коррекцией.

В
отечественной офтальмологии накоплен
богатый опыт по организации и реализации
различных эталонов лечебно-восстановительной
работы с детьми, имеющими функциональные
нарушения зрения (амблиопию и косоглазие).

Реализация
медицинской части реабилитации детей
с амблио-пией и косоглазием в дошкольном
возрасте ведется в рамках специальных
дошкольных учреждений. В дошкольных
коррекционно-образовательных учреждениях
IV вида имеется достаточная
материально-техническая база и наличие
необходимого кадрового обеспечения
для проведения лечебно-восстановительной
работы.

Реализация
медицинской части реабилитации детей
с амблио-пией и косоглазием младшего
школьного возраста по существующему
на сегодняшний день положению
осуществляется в районных плеоптических
кабинетах при детских поликлиниках,
однако удаленность данных кабинетов
от места жительства детей с функциональными
нарушениями зрения и ряд других причин
приводят к тому, что систематическое
лечение проходит чрезвычайно низкий
процент школьников с амблиопией и
косоглазием.

Отсутствие же систематической
медицинской поддержки в условиях
возрастания физической и психологической
нагрузки неизбежно приводит к снижению
у большинства младших школьников
основных базовых функций, возникновению
трудностей в’ процессе овладения навыками
чтения и письма, к снижению уровня
успеваемости.

Методы лечения косоглазия в Израиле

Консервативное лечение косоглазия в Израиле может включать в себя следующие процедуры:

  • Упражнения для глаз на конвергенцтренере. Такие тренировки на специальном оборудовании позволяют активировать деятельность мускулатуры управляющей глазом;
  • Диплоптическая терапия. Удается осуществить возврат стереоскопической и бинокулярной функции зрения без применения специального оборудования;
  • Ортоптическая терапия. Проводится с применением специального оборудования и упражнений с применением специальной компьютерной программы;
  • Плеоптическая терапия. Проводится путем наложения повязки на здоровый глаз с целью увеличения нагрузки на больной глаз, что активизирует его деятельность. Может сочетаться с компьютерными упражнениями и лазерной терапией.

В случаях, когда консервативное лечение косоглазия в Израиле не показывает хороших результатов, пациенту показано хирургическое вмешательство с целью коррекции косоглазия.

Хирургическое лечение косоглазия в Израиле направлено:

  • На уменьшение угла отклонения осей;
  • На предотвращение появления контрактуры мышц глаза;
  • На усиление функциональности глаза и исправление косметического дефекта.

Главной целью оперативного вмешательства при косоглазии становится восстановление баланса мышечного тонуса между внешними мышцами глаз. Зачастую, могут назначаться комбинированные операции, в ходе которых проводится воздействие как на расслабленные, так и на напряженные мышцы.

Операции по поводу косоглазия в клинике Ихилов Комплекс отличает многоэтапность, отсутствие необходимости в общем обезболивании. Объем необходимого вмешательства определяется в ходе самой операции после оценки топографических особенностей внешних мышц глаза.

Залогом успешно проведенного лечения косоглазия в Израиле будет фактор высокоточной и быстрой диагностики. В клинике Ихилов Комплекс диагностическая программа по поводу косоглазия представляет собою комплекс как классических, так и инновационных методик диагностики. Сюда входят:

  • Сбор анамнеза для выяснения причин, вызывающих косоглазие;
  • Офтальмоскопия и биомикроскопия. С их помощью удается оценить состояние передних отделов глазного яблока, состояние глазного дна и прозрачность среды глаза;
  • Измерение углов косоглазия;
  • Проверка остроты зрения пациента без применения и с применением специальных линз;
  • Оценка положения головы, которое вынужден принимать пациент, симметричности частей лица, глазных щелей и положения глазных яблок;
  • Компьютерная рефрактометрия и скиаскопия, позволяющие оценить степень клинической рефракции;
  • При подозрении на паралитическое косоглазие проводится консультация невролога и назначение дополнительных исследований (электронейрография, электромиография).

I. Упражнение для снятия напряжения мышц лица «Солнечный зайчик».

На улице солнечная
погода. Солнечный зайчик заглянул тебе
в глаза – закрой их. Он побежал дальше
по лицу, нежно погладь его обеими ладонями
на лбу, на носу, на щеках, на губах, на
подбородке, поглаживай голову, шею,
руки, ноги.

Он забрался на
живот – погладь его. Солнечный зайчик
– озорник, он ласково касается тебя.
Отлично! Вы подружились с ним. Глубоко
вздохнём, откроем глаза и улыбнёмся
друг другу.

II. Основная часть

«В лесу у пня
суетня, беготня.

Народ рабочий,
весь день хлопочет» (муравей).

  1. Демонстрация
    объекта восприятия.

Возьмите
лупу и рассмотрите живого муравья в
пробирке (рассматривание
реального муравья)

  1. Описание
    внешнего вида муравья по плану
    (ответы
    краткие)

  • Н

    азови цвет муравья

  • Какой он по
    величине?

  • Назови форму тела

  • Из каких частей
    состоит тело? Как эти части расположены?

  • Как передвигается?

  1. Выделение
    отличительных признаков насекомых


К какой группе животных относится
муравей? (к
насекомым)


Внимательно рассмотрите модели насекомых.
(Демонстрация
моделей насекомых – пчелы, кузнечика,
бабочки, муравья, паука, майского жука,
божьей коровки).


Назовите их отличительные признаки.
(Членистоногие, тело разделено на голову,
грудь, брюшко, 3 пары ног).

– Скажите, а кто
здесь лишний и почему? Паук не насекомое,
потому что у него 8 ног.

-Узнайте и покажите
муравья среди других насекомых.

– Найдите и покажите
пчелу.


Рассмотрите пчелу и муравья. По каким
признакам их можно сравнить (по
величине, по цвету, по форме тела)?

-Чем
они отличаются? (размером,
цветом).

-Чем
похожи? (формой
и строением тела). Пчела
и муравей внешне не похожи, но все-таки
они родственники. Ваша задача доказать
это при сравнении.

  1. Составление
    сравнительного описания по алгоритму

    (алгоритм
    на столе у каждого ребёнка).


Вспомните, что значит сравнивать?
(находить,
чем похожи и чем отличаются).


Назовите правило сравнения
(сравниваем по одним и тем же признакам:
по цвету, форме, величине).

«Муравей и пчела
небольших размеров, но муравей меньше
пчелы. У них разная окраска: пчела чёрная
с жёлтым, а муравей бывает разного цвета:
рыжий, чёрный, красный, зелёный, жёлтый.
Яркая окраска этих животных называется
предупреждающей.

Муравей
отличается от пчелы тем, что у него между
грудью и брюшком имеется тонкий
соединяющий стебелёк, а у пчелы брюшко
сразу причленяется к груди. Этот стебелек
– различительный
признак
муравья, он отличает его от всех других
насекомых».


чем похожи пчела и муравей? (нахождение
сходства)

«Сходство
пчелы и муравья в том, что это жалящие
насекомые. Пчёлы жалят для защиты и
после укуса сразу погибают. Муравьи же,
кусая, выбрасывают муравьиную кислоту
из заднего отдела брюшка, которое
вызывает жжение в ранке.

Строение тела
у них одинаковое. Тело пчелы, как и
муравья, состоит из трех частей: головы,
грудки и брюшка. На голове расположены
усики, которые служат для обоняния и
осязания предметов. У муравья, как и у
пчелы, 3 пары ног. Вывод: это существенные
признаки всех насекомых, следовательно,
пчела и
муравей родственники».

  1. Соотнесение
    модели, силуэтных и контурных изображений
    насекомых

-Мы
познакомились с реальным изображением
муравья и его моделью. А какие изображения
вы видите теперь? (даны
планшеты с цветовыми ориентирами и
карточки с различными силуэтами муравья).

Выполнение
заданий, направленных на развитие
зрительного восприятия:

  • Разложите карточки
    с силуэтами на планшете по цвету фона.
    Назовите цвета.

На каком контрастном
фоне вы различаете муравья хуже всего?

(чёрный
на фиолетовом).

  • А
    теперь внимательно рассмотрите эталон
    муравья (за
    эталон взят черный силуэт муравья).

    Спрячьте его на цветовом фоне, используя
    прием наложения.

  • Найдите зеркальное
    отражение эталона, используя прием
    приложения, положите рядом с эталоном.

  • В

    озьмите следующую карточку с
    наложенными изображениями. Узнайте и
    перечислите спрятавшихся насекомых.Найдите и переведите
    муравья через кальку поэтапно по моему
    указанию: сначала обведите голову, глаз
    и усы; затем грудку; стебелек, соединяющий
    грудку и брюшко; само брюшко; три пары
    ног. Какое изображение вы получили?
    (контурное).

  • А
    теперь в такой же последовательности
    нарисуйте рядом такого же муравья,
    только меньших размеров (поэтапное
    рисование муравья).

  1. А
    теперь зрительная
    гимнастика. Упражнение «Метка на
    стекле»
    .

На уровне глаз
метка диаметром 5 см. Дети стоят у окна
и представляют, что от метки полетела
вверх пчела, проследили за ней взором,
посмотрели вдаль, взгляд на метку, опять
вдаль.

Просмотр
фрагмента видеофильма
о жизни муравьёв в муравейнике
(продолжительность
3 минуты).
Беседа о просмотренном сюжете.


Просмотрев сюжет, что вы можете добавить
к описанию муравья? (у
муравьев есть королева, есть рабочие
муравьи, няни, стражники и т.д.).

Упражнения на
развитие зрительно-моторной координации
и прослеживающей функции глаз.

– Перед нами
муравейник в разрезе: где и из чего
строят муравьи свои дома?

– Из каких частей
состоит муравейник: покажите насыпную
часть, подземную?


А как устроен муравейник внутри? (из
ходов – лабиринтов и камер).

  • Назовите форму
    камер, прослеживая глазами «змейкой»
    сверху – вниз и слева – направо. Точка
    отсчета – трапециевидная камера….

  • Заселите
    муравьёв в подходящие по форме и размеру
    камеры, и вы узнаете, чем муравьи
    занимаются в муравейнике. (Дети
    вставляют окошки разной формы: круглой,
    квадратной, шестигранной, трапециевидной,
    прямоугольной. В окошках изображения
    королевы, стражников, нянь, инкубатора
    с яйцами).

    Королева откладывает яйца. Эти безглазые,
    безногие, белые личинки лежат в общей
    камере, куда им приносят еду. Выберите
    самый удобный путь для муравья,
    направляющегося с едой к царице, а затем
    и в инкубатор. Отметьте этот маршрут
    зелёной пунктирной линией точно
    посередине ходов – лабиринтов.

  • Чтобы развиваться,
    личинкам нужно тепло. Поэтому днем
    муравьи – няни переносят их в верхние
    этажи, а на ночь – в нижние этажи.
    Помогите муравью – няне перенести
    личинок на верхние этажи – проведите
    путь красным фломастером сплошной
    линией. Развившись, личинка ткет кокон
    и превращается внутри него в куколку,
    белую и мягкую, но очень похожую на
    муравья. Созрев, из куколки выходит
    муравей, такой, каким вы его увидели в
    начале урока!

Физминутка
со зрительной гимнастикой «Пальминг».

Разогреть ладони,
сложить их в форме чашечки и закрыть
ими глаза. Ладони плотно прижать к
переносице, нос свободно дышит, пальцы
одной руки перекрывают пальцы другой
руки на уровне лба. Под ладонями закрыть
глаза и медленно произнести: «Мне хорошо.

(Дан
образец жирафа, составленного из
геометрических фигур)

– Мы вернулись с
вами в школу и теперь давайте выложим
изображение животного из геометрических
фигур.


Посмотрите внимательно на образец. Кто
на нем изображен? (Жираф)

– Из каких
геометрических фигур он состоит? Какого
цвета каждая фигура?

– Выложите у себя
на рабочем поле фигуру точно такого же
животного.

(Звучит музыка).

II. Сообщение темы и целей урока.

– Что нового вы
узнали о муравьях?

– Как вы думаете,
почему у муравьёв всё так хорошо
получается?

Потому что …
Муравьишки – торопыжки

Не лентяи, не
глупышки,

Друг за другом по
дорожке,

Тащат зёрнышки и
крошки.

Вот ячменное зерно!

Ох! Тяжёлое оно!

Нужно летом
потрудиться –

Всё зимою пригодится.

Муравью нельзя
лениться,

Муравей живёт
трудом.

И жучка, и гусеницу

Тащит в свой
подземный дом.

Как увидишь, что
спешит

Он своей дорогой,

Ты
его не обижай! Ты его не трогай!

Приложение 3

Зыкова О.С.,
учитель начальных классов

Цель:
формирование предметных представлений
о животных; распознавание контурных,
объемных, силуэтных изображений
животных.

Задачи:
– развивать память, внимание, мышление,
восприятие

(зрительное,
слуховое);


развивать логическое мышление;


развивать познавательную активность;


развивать навыки ориентировки в
пространстве


воспитывать коммуникативные навыки;


воспитывать аккуратность, терпение,
усидчивость при выполнении заданий.

силуэтное
изображение транспорта, маршрутный
лист и красный карандаш, записи песен,
музыки; игрушка кенгуру с детенышем,
изображения обезьянок, изображение
зверей на плоскости, объемные звери,
загадки на карточках,

клетки разных
размеров, фланелеграф, геометрическая
мозаика, образец фигуры “Жираф”,
бананы.

Ход
урока.

  • Ребята, я вас
    приглашаю в зоопарк. Он находится в
    Москве. Во время путешествия мы будем
    узнавать животных, рассматривать, как
    они выглядят, узнаем много нового.

III. Узнавание по силуэту.

  • Р

    ебята, посмотрите внимательно на
    фланелеграф. Что вы видите?

  • Как
    назовем эти предметы одним словом? (
    Транспорт).

  • Назовите
    транспорт, на котором мы можем поехать
    в Москву. (Самолет,
    поезд, машина).

  • Какой
    транспорт более скоростной?(
    самолет).

    Давайте полетим на самолете в Москву.

IV. Ориентировка на плоскости (лабиринт).

  • Мы с вами оказались
    в аэропорту в Москве. И теперь нам нужно
    добраться до зоопарка. Но как?

  • У

    каждого из вас на краю парты лежит
    листок с маршрутом. Возьмите его,
    переверните и внимательно посмотрите.
    Место, в котором мы сейчас находимся,
    на карте изображено в верхнем правом
    углу. В левой стороне, посередине –
    зоопарк. Возьмите красный карандаш и
    проведите им путь, по которому мы доедем
    до зоопарка.(Звучит
    музыка).
    Молодцы! Мы все
    добрались до зоопарка. Листы с маршрутом
    положите на край парты.

(Выставляется
табличка с надписью “зоопарк”)

V.
Развитие неречевого слуха.
(Звучит запись “Зоопарк”).

– Послушайте
внимательно и скажите, какие животные
находятся в зоопарке.

– Звуки каких
животных вы услышали? (Обезьяны, слона
и др.)

XIII. Конструирование из геометрических фигур, разных по цвету, форме, размеру. Взаимное расположение частей одного предмета.

  • Ребята,
    посмотрите, а вот и первая клетка с
    животным (рисунок
    с изображением кенгуру).
    Кто
    же это?

– Посмотрите внимательно и
скажите, кто находится в этой клетке.
( Кенгуру).

– По каким признакам
вы догадались, что это кенгуру?

VII.
Сообщение научной информации. (Рассказ
ученика о кенгуру).

«Кенгуру
живет в Австралии. Это – сумчатое животное.
Сумчатое – потому что на животе у кенгуру
находится сумка, глубокая складка кожи,
в которой
они носят детенышей.

Кенгуру
– крупное животное высотой до двух
метров,
передние лапы у него короткие, а задние
длинные.
Отталкиваясь задними лапами, кенгуру
мчится
огромными прыжками – до 12 метров в длину
и
до 3 метров в высоту.

Питается
кенгуру травой, овощами, выкапывает из
земли
корешки. От врагов спасается бегством.

Кенгуренок
рождается крошечным и целых полгода
сидит в сумке матери. Через 6 месяцев
малыш
впервые вылезает из своего уютного
гнездышка,
но при первой же опасности ныряет
обратно.
А еще через 2 месяца он окончательно
покинет
сумку матери». (Рассматривание
объемной игрушки кенгуру с детенышем).

– Что нового и
интересного вы узнали из рассказа?

(На фланелеграфе
выставляются изображение животных на
плоскости).

– Посмотрите
внимательно на фланелеграф и найдите
глазами фигуру того животного, которое
у вас на парте.

– По моей команде
вы подойдете к доске и возьмете фигуру
своего животного.

– Положите перед
собой. Сравните. Правильный ли вы сделали
выбор?

(Учитель выставляет
на фланелеграфе клетки для зверей).

– Посмотрите
внимательно на фланелеграф. Перед вами
пустые клетки.

– Мы должны посадить
всех зверей в клетки. По моей команде
вы будете выходить по одному, сажать
животное в клетку, объясняя свой выбор.
( Ответы детей.)

-Мы с вами всех
животных посадили в клетки, и теперь
пора возвращаться в школу.

Физкультминутка.

– Давайте вспомним,
каких обезьянок мы видели и что они
делали.

Славные качели
– дикие лианы.

Это с колыбели
знают обезьяны.

Кто весь век
качается – да, да, да,

Тот не огорчается
– никогда!

(Звучит музыка).

VIII. Нахождение одинаковых предметов по двум признакам (поза, цвет).

– А теперь мы
оказались с вами у клетки с обезьянами.

(На фланелеграфе
изображение обезьян в разных позах, с
разного цвета бантами.)

– Какие веселые
обезьянки, рассмотрите их внимательно.
Покажите двух одинаковых обезьян.
Объясните свой выбор.

Физкультминутка
для глаз.

– Снимите очки.
Сядьте прямо. Посмотрите только глазами,
как обезьянки прыгают в клетке: вверх,
вниз, вправо, влево, вверх, вправо, вниз,
влево, вверх, влево, вниз, вправо. Закройте
глаза. Откройте. Оденьте очки.

(Звучит музыка).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: