Состояние аккомодации глаз при различных вариантах

24.Диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология.

Диэреза
-выпадение
звука при стечении в слове труднопроизносимых
согласных: праздник,
сердце.

Эпентеза
-вставка
звука: радио
– радиво.
Не характерно для РЯ, но наблюдается в
диалектах.

Метатеза
-перестановка
звуков. Встречается редко: либо при
заимствованиях, либо при долгих
исторических процессах: ладонь
– долонь (длань), тарелка – от нем. алер.

Гаплология
-процесс
выпадения целого слога. При образовании
сложных слов, при сложении 2 корней: минерало
логия – минералогия; радо 
душный – радушный; курно 
носый – курносый.

14. Артикуляция как совокупность работы речевых органов. Три фазы артикуляции звука. Артикуляционная база языка.

Звуки,
слоги, фонетические слова, речевые такты
и фразы образуют речевую цепь и могут
быть представлены как отдельные ее
части – сегменты. Членение звукового
потока на сегменты осуществляется
благодаря интонации и ударению, которые
«накладываются» на сегменты, организуя
их.

Рассмотрим
эти единицы по отдельности и во
взаимосвязи. 

Фраза –
самый крупный отрезок звучащей цепи,
представляющий собой законченное по
смыслу и интонационно высказывание,
ограниченное от других подобных единиц
продолжительными паузами (//). Фраза как
фонетическая единица способна воплощать
в себе и высказывание (единицу речи) и
предложение (единицу языка).

//Не
давайте гордыне овладеть вами.//Из-за
нее вы будете упорствовать там, где
нужно согласиться.// Из-за нее вы откажитесь
от полезного совета и дружеской помощи://
из-за нее вы утратите меру объективности.

//
Из приведенных примеров видно, что фраза
– это, прежде всего, единица речи,
помогающая членить звуковую цепь,
сообразуясь с нашим пониманием.
Организация фразы как минимальной
единицы общения осуществляется с помощью
интонации, которая может уточнять смысл
фразы, вносить различные смысловые и
экспрессивные оттенки.

Фразы
членятся на речевые такты (синтагмы). Речевой
такт –
часть фразы, выделяемая ритмико-мелодическими
средствами и произносимая на одном
дыхании. Отделяется от подобных единиц
короткими паузами (/).

Выделение речевых
тактов обусловлено смыслом, значением,
которое говорящий вкладывает в свое
высказывание. Ср.: Из дома напротив/
раздавался смех; Из дома / напротив/
раздавался смех; Она развлекала его/
рисунками детей, Она развлекала его
рисунками/ детей.

При отделении одного
речевого такта от другого используются
или реальные паузы (перерывы в звучании),
или психологические паузы, когда
специфическое оформление синтагмы
показывает, что одна синтагма закончилась
и начинается вторая.

В
речевом такте можно выделить более
дробные единицы – фонетические
слова. Фонетическое
слово –
отрезок речевого потока, объединенный
одним основным словесным ударением.
Пауз между фонетическими словами быть
не может.

Рассмотрим
фразу // Белая берёза/ под моим окном
/принакрылась снегом,/ точно серебром.
// В данной фразе четыре речевых такта,
каждый из которых состоит из двух
фонетических слов. В состав фонетического
слова (под моим) во втором такте входит
безударный предлог.

Безударные единицы,
примыкающие к ударному слову, называются
клитиками. В зависимости от положения
по отношению к ударному слову различают
проклитики (находятся перед ударным
словом) и энклитики (стоят после ударного
слова).

Артикуляция –
это деятельность речевых органов,
связанных с произнесением звуков речи 
и различных их компонентов составляющих
слоги, слова.

Артикуляция
(от лат. Articulatio –
членораздельно выговаривать) –
совокупность работы отдельных речевых
органов в процессе формирования звуков
речи.

Артикуляционные
органы имеют особое значение в голосовом
аппарате. Это наиболее подвижная,
подчиненная нашей воле и непосредственному
наблюдению часть голосового аппарата,
способная производить тончайшие движения
отдельными органами.

Фазы
артикуляции

Экскурсия
– подготовка органов речи к произношению
звука, начальное движение органов речи
(от лат. Еxcursio – «выбега, вылазка, приступ»);

Выдержка
– положение органов речи в момент
произнесения (от лат. Culmen – «вершина»
или «выдержка»);

Рекурсия
– возврат органов речи в исходное
положение (от лат. Recursio – «возвращение,
отступление»).

в
фонетике преемственно усвоенный уклад
органов речи для звукообразования,
привычный для всех членов данного
языкового коллектива и в большей или
меньшей степени различный в разных
языковых коллективах.

Каждый языковый
коллектив (язык, диалект, говор) имеет
свою совокупность привычных произносительных
навыков, т. е. свою А. б. Для овладения
правильным произношением изучаемого
языка необходимо усвоение его А. б.

32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема.

После
разговора он задумался.

А
куда же мне идти?

Разве могу забыть?

А как же
ужин?

Я
не видел её два года!

Какой
интересный фильм!

Физиологическая оптика. Рефракция. Аккомодация.

Выполнил
задание?
– Выполнил!

Выступая
в речи, звуковые единицы служат для
образования и различения слов и форм.
Слова и формы различаются составом
образующих их звуковых единиц. Различия
могут иметь неодинаковый характер: два
слова могут различаться полностью по
составу представленных в них звуков
(ср.: кол и дам);

дом и дам,
бил и пил, рос и рот, урон и урок и т. д.).
Если два слова отличаются друг от друга
только одной звуковой единицей, а во
всем остальном они тождественны, то
можно утверждать, что в данном случае
две звуковые единицы, противопоставленные
друг другу в тождественной фонетической
позиции, выполняют в языке функциональную
роль, выступая в качестве средства
различения данных словоформ, т. е.

Предлагаем ознакомиться  Истинная близорукость или спазм аккомодации

в
качестве фонем языка. Следовательно,
фонема — это такая единица звуковой
системы языка, которая самостоятельно
может различать слова и формы. 
Сопоставляя
словоформы [дал] — [дол] — [дул] и расчленяя
их по составляющим эти формы звуковым
единицам — [д/а/л] — [д/о/л] — [д/у/л], можно
установить, что они отличаются друг от
друга гласными 1а], [о], [у], которые
находятся в тождественной фонетической
позиции — под ударением между твердыми
согласными (в приведенных примерах даже
между одинаковыми твердыми).

Значит,
единственное звуковое различие между
этими формами заключено в качестве
гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают
здесь как различители словоформ, т. е.
как фонемы. Если эти гласные могут
выступать в одной и той же фонетической
позиции, то, следовательно, их качество,
т. е.

определяющие их признаки, не зависит
от позиции, не обусловлено этой позицией.
Однако такое утверждение будет неточным,
если не учесть одного немаловажного
обстоятельства. 
Дело
заключается в том, что звуковые единицы
всегда выступают в соседстве с другими
единицами и испытывают на себе их
влияние;

непередние гласные под
влиянием мягких согласных испытывают
передвижку вперед, а передние под
влиянием твердых передвигаются назад
или в позиции между мягкими приобретают
напряженность и закрытость.

все
они нижнего подъема и нелабиализованные;
различие же их заключается в
непереднем-переднем характере звука.
Следовательно, у всех этих [а] есть дза
признака, которые не зависят от позиции
гласного (т. е.

от качества соседних
согласных), и один зависимый от этой
позиции признак. Независимыми признаками
оказываются степень подъема языка и
отсутствие лабиализации, а зависимым
— ряд образования звука.

Если
сопоставить словоформы [в’-ал] и [в’-ол],
[л’-ак] и [л’-ук], то вновь можно установить,
что они отличаются друг от друга гласными
[¦а] — [-о] и [-а] — [*у], не совпадающими
полностью с [а] — [о] в [вал] — [вол] и с
[а] — [у] в [лак] — [лук], но имеющими
одинаковые признаки степени подъема
языка и отсутствия-наличия
лабиализации.

степень подъема языка,
отношение к лабиализации и ряд образования.
Теперь, когда звуковые единицы
рассматриваются в функциональном плане,
необходимо отличить независимые,
постоянные признаки звуковых единиц и
зависимые, переменные признаки, так как
по постоянным, или конститутивным,
признакам фонемы различаются друг с
другом, а по переменным они отличаться
друг от друга не могут.

Следовательно,
фонема —¦ это такая звуковая единица,
которая образуется совокупностью
присущих ей конститутивных признаков
и отличается от другой фонемы по составу
этих признаков. Переменные, зависимые
от позиции признаки в определение фонемы
не входят.

Отсюда
становится ясным, что фонема — это не
произносимый реально звук речи, а
определенная абстракция, отвлечение
от звуков речи, обобщение звуков речи
в единицу более высокого порядка. Ведь
если, исходя из сказанного о постоянных
признаках гласных русского языка,
определять гласные фонемы по двум их
конститутивным признакам, то надо будет
сказать, что фонема (а) например,— это
гласная фонема нижнего подъема
нелабиализованная, (о) — среднего подъема
лабиализованная, (и) — верхнего подъема
нелабиализованная и т. д.

и что по этим
двум признакам эти фонемы противопоставлены
друг другу. Однако в этом случае фонема
(а) выступает и в словоформе [бас], и в
словоформе [б’ас’], фонема (о) — ив
словоформе [м’-от], и в словоформе
[т’бт’]я, фонема (и) — ив словоформе
[п’ил], и в словоформе [пыл], хотя в каждой
данной словоформе звук речи иной по
сравнению со звуком в другой
словоформе.

Поэтому
можно сказать, что фонема как функциональная
единица не совпадает со звуком речи:
она только реализуется в звуках речи,
которые представляют собой ее
аллофоны[VIII]. Каждый аллофон фонемы
отличается от другого аллофона этой же
фонемы переменным признаком, зависящим
от позиции;

а все аллофоны принадлежат
данной фонеме потому, что все они обладают
одной и той же совокупностью конститутивных
признаков. 
Итак,фонема
недана нам в непосредственном наблюдении,
ибо это— абстрактная единица звуковой
системы;

фонема — это единица звуковой системы
языка, которая может самостоятельно
различать словоформы данного языка,
противо- поставляясь другой фонеме в
тождественной фонетической позиции
совокупностью присущих каждой из них
конститутивных признаков, и которая
реально представлена в речи одним или
несколькими звуками речи, являющимися
ее аллофонами.

Если
фонема есть обобщение ее аллофонов, в
которых она реально выступает, а аллофоны
как звуки включают в себя переменные,
позиционно обусловленные признаки, то,
следовательно, это обобщение есть
«снятие» всего позиционного и сведение
по существу неограниченного ряда звуков
речи к ограниченному числу фонем, которые
и выполняют в языке функциональную роль
различителей слов и их форм.

Предлагаем ознакомиться  Упражнения при близорукости у детей

Так, например,
в словоформах [вал], [в’-ал], [ва-л’]ик,
[в’ёл’]ить выступает четыре «вида»
[а], отличающихся друг от друга характером
положения языка по отношению к
передней-непередней зоне образования,
и изменение этого характера целиком
зависит от твердости-мягкости соседних
согласных.

«Снятие» этого признака
позволяет установить, что все эти четыре
[а] могут быть «объединены» в одно по
наличию у них общих признаков — нижнего
подъема и отсутствия лабиализации,—
независимых от фонетической позиции,
т. е. постоянных;

и именно поэтому эти
четыре [а] могут быть представлены как
четыре аллофона одной фонемы
(а). 
Отождествление
различных звуковых «представителей»
той или иной фонемы позволяет установить
ограниченное число фонем, которые
сбэспечивают все потребности языка в
различении словоформ.

Возможность
обзспечить потребности языка небольшим
числом фонем связана с многообразием
сочетаний и с разветвленной системой
противопоставления фонем в тождественных
фонетических условиях. Характер
сочетаемости и противопоставленности
фонем определяет специфику фонологической
системы данного языка на данном этапе
его развития, точно так же как и специфику
этой системы по сравнению с фонологическими
системами других языков.

Фазы
артикуляции

Акустические
отличия
гласных от согласных состоит в том,что
гласные состоят только из тона,а в
согласных всегда есть шум

Артикуляционные
отличия
в том,что у гласных нет преграды на пути
воздушной струи

Функциональные
отличияв ом,что гл-слогообразующий
элемент,согл-в русском зыке такой функции
не выполняют

34. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Типы оппозиций фонем

дифференциальные
признаки: артикуляционные
и акустические признаки, которые отличают
одну фонему от другой. интегральные
признаки: признаки,
которые не различают
две фонемыИнтегральные признаки
появляются тогда, когда какая-то клетка
в системе фонем является незаполненной.

Например, в русском языке многие фонемы
различаются по глухости/звонкости, но
могут быть и непарные фонемы. Для глухой
фонемы, у которой нет пары по звонкости,
глухость – это интегральный признак.
Если у глухой фонемы есть пара по
звонкости, то глухость – это дифференциальный
признак.

Фонологические
оппозиции –
противопоставление фонем, которое
выполняет смыслоразличительную функцию.

типы
фонологических оппозиций по
соотношению дифференциальных признаков:

  • привативные
    одной фонемы есть ДП, у другой – нет)

  • эквиполентные(равнозначные)
    – (у фонем есть разные ДП)

  • градуальные(ступенчатые)
    – (разная степень одного ДП)

34. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Типы оппозиций фонем

Различают
позиции фонем сильные и слабые. Те
положения, в которых фонема наиболее
отчетливо может проявить свои признаки,
называется сильной позицией. Сильной
позицией для гласных фонем является
позиция под ударением.

Слабой позицией
называется положение фонемы слова, в
котором происходит нейтрализация
признаков данной фонемы (например,
позиция конца слова для звонких и глухих
согласных в русском и немецком языках
– в английском и французском языках эта
позиция для того же противопоставления
сильная.).

Наряду
с сильной позицией выделяют слабую– это
позиция, неблагоприятная для выполнения
фонемой дифференцирующих функций:
для гласной – это безударная (для
большинства языков), а для согласных в
основном – в конце слова, а также перед
глухими и звонкими согласными.

36. Основные положения Московской и Петербургской фонологических школ.

Московская
фонологическая школа – направление в
исследовании звукового яруса язы­ка.
Она возникла в кон. 20-х гг. ХХ в. Её
основатели – Аванесов, Реформатский,
Сидоров, Сухотин и др. опирались на идеи
Бодуэна де Куртенэ.

Обобщение идей этой
школы в виде целостной концепции,
отражающей её состояние в 60-80-х гг.,
осуществлено Пановым.

Основа
теории Московской фонологической школы
– учение о фонеме. Важнейшее положение
– необходимость последо­вательного
применения морфемного критерия при
определении фонемного состава языка
(в этом главное отличие этой школы от
Ленинградской (Пе­тербургской)
фонологической школы и от других
фонологических школ).

Для отнесения
раз­ных звуков к одной фонеме необходимо
и доста­точно, чтобы звуки находились
в дополнительном распределении
(дистрибуции) в зависимости от фонетических
позиций и занимали одно и то же место в
одной и той же морфеме, т.е.

позиционно
чередовались. Фонему представляет весь
ряд позиционно чередующих­ся звуков. 

В
этот ряд могут входить самые различ­ные
звуки: артикуляционно и акустически
близкие и далёкие, а также нуль звука.
Так, в рус.

языке фонема (с) может быть
представлена звуками [с] – с отцом, [с°]
– с отчимом, [с’] – с сестрой, [з] – с братом,
[з’] – с дядей, [ш] – с шурином, [ж] -с женой,
[ш’] – с чадом, нулём звука – с щедрым и
др.

Московской
фонологической школой выдвинуто
положение о параллельных и пересекающихся
рядах по­зиционно чередующихся звуков.
Кроме того, эта школа ввела понятие
гиперфонемы, которая есть особый случай
неполной реализации в отдель­ных
морфемах всего ряда позиционно
чередую­щихся звуков, воплощающих
фонему.

Построение
фонологической модели языка, в т. ч.
определение всех его фонем и их
взаимоотно­шений в разных позициях,
с точки зрения Московской фонологической
школы, возможно только при учёте всех
слов, грамматических форм и морфем
данного языка и всех фонетических
реализаций фонологических единиц.

Идеи
Московской фонологической школы нашли
применение в первую оче­редь в теории
письма – графике и орфографии, создании
алфавитов, практической транскрипции
и транслитерации, в исторической
фонетике, диа­лектологии и лингвистической
географии, препо­давании неродного
языка.

Предлагаем ознакомиться  Глаза разных цветов и разного размера: почему, как называется, что значит

Ленинградская
(Петербургская) фонологическая школа
– направление в исследовании звукового
уровня языка. ее основоположник –
академир Щерба (последователь Бодуэна
де Куртене). Шерба определил фонему как
единицу, способную дифференцировать
слова и их формы.

Он установил
обусловленность членения звуковой
по­следовательности на фонемы
морфологическим членением (в словах
бы-л, засну-л, он-а, был-а конечные фонемы
отделяются благодаря возмож­ности
провести перед ними морфологическую
гра­ницу).

Языковую
функцию фонемы Щерба также связывал с
её способностью участвовать в образо­вании
звукового облика значимой единицы (одет
– одеть и т. д.). 

Основной
принцип подхода этой школы к зву­ковым
единицам – стремление связать языковую
(социальную) природу фонемы с её ролью
в рече­вой деятельности человека.

Фонема, будучи мини­мальной языковой
единицей, лежащей в основе иерархии
фонема – морфема – слово – синтагма, в то
же время является единицей уникальной,
поскольку именно фонема обеспечивает
использо­вание материальных явлений
(физиологических, акустических) для
образования значимых единиц языка.

Для
Ленинградской школы характерно
утверждение, что система фонем того или
иного языка – не просто результат
логических построений исследователя,
а реальная организация звуковых единиц,
обеспечи­вающая каждому носителю
языка возможность порождения и восприятия
любого речевого сооб­щения.

Отсюда
понятен интерес к тем функциям звуковых
единиц, которые обнаруживаются при
ис­следовании речевой деятельности
и языкового ма­териала: подробное
фонетическое описание раз­личных
фонологических систем, идея важности
«звукового облика слова», интерес к
разным сти­лям речи, разработка теории
слога, теории интонации и т.д.

а)      после
твердых согласных на
месте о и а произносится
ослабленный звук [а]: в
[а] да́, н[а]
га́,М[а]сква́,
с[а]ды́, з[а]бо́р; после
твердых шипящих ж и ш на
месте а и о также
произносится ослабленный звук [а]: ж[а]ра́,
ж[а]нглёр, ш[а]ги́, ш[а]фёр.

лош[ыэ]де́й,лош[ыэ]дя́м и
т.д.. в формах косвенных падежей
числительных на -дцать: двадц[ыэ]ти́, тридц[ыэ]ти́ и
т.д.; в редких случаях звук [ыэ]произносится
на месте а в
положении перед твердыми
согласными: рж[ыэ]но́й.
ж[ыэ]сми́н.

Примечание
2. Безударное
[о] произносится в союзах но и что, а
также допускается в некоторых иноязычных
словах, например:б[о]а́,
б[о]мо́нд.
рок[о]ко́.
Ж[о]ре́c.

Примечание
3. Сохранение о в
безударных слогах является чертой
областного произношения, поэтому
произношение М[о]сква́,п[о]ку́пка, п[о]е́дем,
в[о]зи́тъ.
в[о]кза́л не
соответствует норме;

б)      после
твердых шипящих ж, ш и ц на
месте е произносится
редуцированный звук типа [ы] с
призвуком [э], обозначаемый
условно [ыэ]: ж[ыэ]на́, ш[ыэ]пта́ть, ц[ыэ]лу́й;

в)      после
мягких согласных на
месте букв я и е, а
также после мягких шипящих ч и щ на
месте апроизносится
ослабленный звук [и] с
призвуком [э], обозначаемый
условно [иэ]: м[иэ]сно́й,
Р[иэ]за́нь,
м[иэ]сти́,
ч[иэ]сы́, щ[иэ]ди́ть, а
также в формах множественного числа
слова площадь: площ[иэ]де́й,площ[иэ]дя́м и
т.д.;

г)      на
месте я и е в
начале слова произносится звук [и] с
призвуком [э], обозначаемый [иэ] в
сочетании с предшествующим [й]: [йиэ]зда́,
[йиэ]нта́рь,
[йиэ]йцо́.

Примечание. Сохранение [а] в
безударном слоге после мягких согласных
является чертой областного произношения,
поэтому произношение [в’а]за́ть,
[p’a]би́на,
ч[а]сы́,
[йа]йцо́,
[йа]ви́ться не
соответствует норме.

а)      в
абсолютном начале слова на
месте букв а и о всегда
произносится ослабленный звук [a]: [а]рбу́з:
[а]кно́,
[а]втомоби́ль,
[а]тклоне́ние;

б)      после
твердых согласных в
безударных слогах, кроме 1-го предударного,
на месте а и опроизносится
редуцированный звук, средний по звучанию
между [а] и [ы], краткий
по длительности, обозначаемый
условно [ъ]: г[ъ]лова́,
к[ъ]ранда́ш,
я́бл[ъ]к[ъ];

в)      после
мягких согласных в
безударных слогах, кроме 1-го предударного,
на месте а/я и епроизносится
редуцированный, средний по звучанию
между [и] и [э], краткий
по длительности, обозначаемый
условно [ь]: [п’ь]тачо́к,
[л’ь]сору́б,
вы́[н’ь]су,
ч[ь]лове́к.

3.      Гласный
и в начале корня после приставки или
предлога, оканчивающихся
на твердые согласные, произносится
как [ы]: из
института – и[зы]нститута, с
Игорем – [сы]горем; сохранение
в этой позиции [и]и
смягчение согласного перед ним является
областной чертой произношения и не
соответствует норме.

а)      с
буквой е, на
месте которой звучит [э]: афера, бесхребетный,
блеф, бытие, гололедица, головешка,
гренадер, дебелый, житие, иноплеменный,
крестный ход (но крёстный
отец), леска,
небытие, недоуменный, неоцененный,
опека, оседлый (оседлость),
преемник, правопреемник, слежка,
современный, ярем, ячменный и др.;

б)      с
буквой ё, на
месте которой, звучит [о]: безнадёжный, вёдер,
гравёр,
жёлчь (допустимо желчь),жёлчный (допустимо желчный), издёвка,
коммивояжёр, ксёндз (но ксендза), манёвры,
наёмник, осуждённый, внесённый,
переведённый, приведённый, осётр,
побасёнка, полёгший, привёзший, принёсший,
скабрёзный, скрупулёзный, ремённый,
смётка, тёша, шёрстка (грубошёрстный),
щёлка и
др.

В
некоторых парах слов различное значение
сопровождается разным звучанием ударного
гласного [о]или [э]: истекший
(срок) – истёкший
(кровью), оглашенный
(кричит как оглашенный) – оглашённый
(указ), совершенное
(пение) – совершённое
(открытие).

16. Артикуляционная классификация гласных звуков.

1. Подъем звука
(нижний, средний, верхний) определяется
степенью приподнятости языка к нёбу.
Нижний подъем у звука [а]: язык не
поднимается, и гласные получаются
широкими, потому что остается большое
пространство в полости рта.

Средний
подъем языка у звуков [э], [о]. Верхний
подъем, когда язык занимает крайнее
верхнее положение, имеют звуки [и], [ы],
[у]. Их еще называют узкими гласными,
потому что проход для звука узкий.

2. Ряд звука:
передний, средний и задний. Язык при
образовании гласного звука может
двигаться в полости рта вперед, назад
или оставаться на месте. Ряд –
движение языка по горизонтали,
продвинутость языка вперед или
отодвинутость его назад.

По
горизонтальному движению языка выделяют
гласные переднего, среднего и заднего
ряда. При образовании гласных переднего
ряда [и], [э] по направлению к передней
части нёба приподнимается передняя
часть спинки языка.

При образовании
гласных заднего ряда [у], [о] приподнимается
по направлению к задней части нёба
задняя часть спинки языка. А при
образовании гласных среднего ряда [ы],
[а] язык либо приподнимается средней
частью к средней части неба (как бывает
иногда при произнесении [ы]), либо лежит
плоско (как при произнесении [а]).

3. По
участию губ гласные
делятся на губные (лабиализованные)
и негубные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: